ЦЗИНЦЗЮ́Й
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦЗИНЦЗЮ́Й (Пекинская опера), вид (жанр) кит. профессионального музыкального театра; музыкальная драма. Сложился в кон. 18 в. на основе муз. драмы куньцюй, Сычуаньской оперы чуаньцзюй и др. региональных видов кит. муз. театра. Сочетает в себе пение, инструментальную музыку, поэзию (исполняемая в широком интонационном диапазоне декламация), танец с выразительными жестами; некоторые эпизоды ставятся в виде батальных сцен с элементами акробатики и боевых искусств. Яркий грим и красочные костюмы указывают на традиц. амплуа, характерны условные единичные декорации. В основе сюжетов – историч. сочинения и жизнеописания, сказки и легенды, популярные лит. произведения. В традиц. репертуар в разное время входило св. 1300 произведений, ныне – св. 200 наиболее популярных пьес, которые подразделяются на 7 категорий: нравоучительные, о преданности и долге, историч., дворцовые, судебные, любовные и волшебные. Наиболее известные сюжеты: «Сирота из рода Чжао», «Легенда о Белой змейке», «Князь навеки прощается с наложницей», «Тройная развилка», «Переполох в небесном дворце», «Примирение полководца и первого министра», «Западный флигель», «Захмелевшая наложница», «Пионовая беседка», «Хитрость с пустым городом», «Снег в июне». Школы Ц., различающиеся стилем исполнения, называются по имени актёра-основателя; наиболее известная – школа Мэй Ланьфана. Ныне Ц. поддерживается на гос. уровне. Благодаря гастролям многочисл. трупп приобрела широкую известность за пределами Китая. Включена в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2009).