КОМЕ́ДИЯ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОМЕ́ДИЯ (греч. ϰωμῳdία, от ϰω͡μος – весёлое шествие и ᾠδή – песня; букв. – песня комоса, т. е. праздничного деревенского шествия, посвящённого животворящим силам природы и приуроченного к зимнему солнцевороту или весеннему равноденствию), жанр драмы. Составляя оппозиционную пару с трагедией, К. противопоставлена ей структурой действия (ведущего через смеховые перипетии к благополучной развязке), модусом изображения действительности (сниженным или сатирич.), типами персонажей (взятыми в их отклоняющейся от нормы характерности) и стилем. Традиц. деление К. на типы (К. интриги, характеров, нравов, бытовая и пр.) отличается значит. условностью, поскольку признаки этих типов присущи в целом К. как жанру: они появляются уже вместе с возникновением классич. форм К. (у Менандра) и в явном или ослабленном виде сопровождают весь её историч. путь (так, элементы К. интриги присутствуют даже в бытовом и нравоописательном театре А. Н. Островского).
К. возникла в Древней Греции; будучи связана с культами плодородия и очистит. ритуалами, К. в её древнейших формах включала изложения мифов, эротич. и гастрономич. сценки и инвективы против конкретных лиц; лит. обработку впервые получила у сицилийского поэта Эпихарма (кон. 6 – 1-я пол. 5 вв. до н. э.), произведения которого известны только во фрагментах. Элементы сюжетной упорядоченности были привнесены в К. с её появлением в Аттике; эта новация, согласно Аристотелю, связана с творчеством Кратета. О древней аттической комедии дают представление пьесы Аристофана; для них характерны активная роль хора, бурлескная трактовка мифологич. образов, политич. злободневность, карикатурность в изображении реальных лиц. В средней аттич. К. (до 330 до н. э.), к которой близки и поздние пьесы Аристофана, произошёл отказ от универсальной политич. сатиры (инвективы стали адресоваться частным лицам), возникла бытовая тематика, но сохранили значит. роль мифологич. пародии (и появились пародии на трагедии); хор начал вытесняться в интермедии. В новой аттич. К. (после 330 до н. э.), крупнейшим представителем которой был Менандр, полностью исчезли личные выпады и мифологич. сюжеты, тематика свелась к бытовой и семейной; действие усложнилось и одновременно упорядочилось, сосредотачиваясь вокруг преодоления препятствий, разделяющих влюблённую пару. В центре внимания оказались характеры действующих лиц – фиксированных этич. типов с некоторой индивидуальной нюансировкой; на первый план вышла моральная составляющая действия, эксплицированная в многочисл. сентенциях. К. Древнего Рима была заимствована из Греции: все произведения, составляющие корпус римской паллиаты (3–2 вв. до н. э.), являются свободными переделками греч. К., воспринятой в её эллинистич. редакции. При этом у Плавта сюжеты новой аттич. К. упростились, но и обрели динамизм, индивидуализированность характеров сменилась их гротескной заострённостью, бытовое жизнеподобие вытеснила открытая буффонада, а философскую сентенциозность – бурлескная словесная игра. В дальнейшем паллиата развивалась по линии сближения с образцами: Цецилий Стаций, сохраняя плавтовское речевое шутовство, стремился воспроизвести все перипетии греч. сюжетов, тогда как Теренций возвышал и облагораживал стиль, устранил гротеск и буффонаду и вновь перенёс внимание с ситуации на характер. Произведённая Теренцием аристократизация жанра лишила его популярности; во 2-й пол. 2 в. до н. э. паллиата уступила место тогате (К. из рим. жизни), образцы которой до нас не дошли. На рубеже 2–1 вв. до н. э. тогата была вытеснена нар. рим. фарсом – ателланой, которая в это время обрела лит. форму, приспосабливая сюжетные роли паллиаты и тогаты к своим четырём традиц. маскам. К ателлане присоединился перенесённый из Александрии мим, утративший на рим. почве бытописат. характер и обратившийся к авантюрным, пародийным и эротич. сюжетам; два этих жанра вплоть до конца античности составляли основу репертуара рим. драматич. сцены.
В средние века К. как таковой не существовало: она рассматривалась как одна из форм эпич. поэзии (самый известный случай, свидетельствующий об этом смешении понятий, – «Божественная комедия» Данте); попытки подражания др.-рим. К. приводили к созданию произведений повествоват. характера («элегическая комедия» 12 в.). Единственное исключение – «драмы» Хротсвиты (10 в.), созданные с целью идеологич. опровержения Теренция и при этом с большой глубиной и точностью воспроизводящие структуру паллиаты. Разновидности ср.-век. комич. драматургии (фарс, соти, фастнахтшпиль) возникли и развивались вне к.-л. опоры на традицию античной К. Открытие в эпоху Возрождения ряда неизвестных в средние века античных текстов (прежде всего трактата Витрувия «Десять книг об архитектуре» и комментария Доната к Теренцию) позволило выявить драматич. природу К., а возвращение паллиаты на сцену (при итал. дворах кон. 15 в.) – реконструировать её связь с театральным зрелищем.
В ходе этой реанимации классич. К. был испытан новый тип сцены: днём рождения новоевропейской К. можно считать 5.3.1508, когда в Ферраре была сыграна «Комедия о сундуке» Л. Ариосто; сценография, в которой был впервые последовательно проведён принцип перспективы, соединилась с драматич. текстом, выстроенным строго по образцу др.-рим. К. Ренессансная К. усвоила из др.-рим. К. исходные элементы сюжетной схемы – обязательность любовной коллизии и разделение мира героев на два лагеря: молодых, на стороне которых правда природных инстинктов (им помогают слуги, воплощающие карнавальное начало), и стариков, на стороне которых власть, авторитет и деньги. В разных регионах эта схема существенно варьировалась в зависимости от уровня и типа развития местной театральной и драматич. традиции, наличия авторитетного гуманистич. движения с его антикизирующими установками. В Италии с её придворным театром и безусловным доминированием гуманистич. вкусов утвердилась «учёная», или «правильная», К. (Б. Довици, А. Граццини, Дж. Чекки, Дж. Делла Порта), возникшая в результате целенаправленной реконструкции античной К. и основанная на чётко артикулированных нормах и правилах (изложенных в трактатах Дж. Джиральди Чинцио, опубл. в 1554; Ф. Робортелло, 1548; Л. Кастельветро, 1570, и др.). В тот же период возникает и пользовавшийся затем большой популярностью как в Италии, так и за её пределами тип комедии масок – комедия дель арте.
Во Франции сильное итал. влияние наложилось на развитую фарсовую традицию. В первой оригинальной франц. К. («Евгений» Э. Жоделя, 1552) при сознательной ориентации на античные и итал. образцы сохраняется фарсовый стихотв. размер и доминируют типичные для фарса мотивы и ситуации; франц. К. вплоть до нач. 17 в. сохраняла приверженность характерной для фарса трактовке любви как проявлению низменных животных начал.
В Испании специфику нац. К. во многом определило образование (в 1560–1570-х гг.) постоянных общедоступных театров (корралей). Хотя итал. влияние было здесь ощутимым (все комедии Л. де Руэды, изданные в 1567, представляют собой переделки итальянских), оно не привело ни к разделению драмы на трагедию и К., ни к соблюдению закона единства времени и места. Лопе Ф. де Вега Карпьо, в творчестве которого исп. ренессансная К. достигла высшего расцвета, в целом сохранил выработанную итальянцами сюжетную схему, но ограничил функции стариков-отцов и слуг, вывел на первый план героинь-любовниц, значительно повысил ценностный статус любви (на основе неоплатонич. концепций), осуществил частичную интериоризацию конфликта и ввёл его в актуальный идеологич. контекст (столкновение любви и чести).
В Англии одновременно существовали 3 типа театров: публичный, частный и придворный (в последнем игрались комедии Дж. Лили, гл. обр. основанные на мифологич. сюжетах). У. Шекспир, начав с вольной переработки классич. К. («Комедия ошибок», 1592) и с соединения фарса и учёной К. («Укрощение строптивой», 1593 или 1594), заметно пренебрегал традиц. сюжетными схемами (так, он полностью отказался от амплуа слуги) и насытил К. фольклорно-сказочными мотивами. В шекспировской К. утратил своё значение обществ. статус персонажей, а любовь выступила как всеуравнивающая стихийная сила. Достигнутое Шекспиром единство идеального и комического не было востребовано в дальнейшем развитии жанра.
Период наивысшего расцвета К. – 17–18 вв.; в это время она стала одним из ведущих жанров европ. лит-ры, сформировались её нац. варианты и существенно повысилось её место в лит. иерархии, в которой ранее она занимала низшие ступени. Исп. комедиографы т. н. золотого века (кон. 16–17 вв.), оставаясь в рамках выработанного Лопе Ф. де Вегой Карпьо жанрового типа, существенно его модифицировали: Тирсо де Молина внёс в К. элемент иррациональности, Х. Руис де Аларкон-и-Мендоса – интерес к характеру, Ф. де Рохас – внимание к быту, П. Кальдерон де ла Барка – этич. детерминированность. Франц. нац. К. родилась в творчестве Мольера: не обрывая связей с фарсовой традицией, он заложил фундамент «высокой К.», предполагающей широкую сатирич. картину нравов и яркую характерологию, не ограничивающуюся гротескными комич. типами. После Мольера во Франции утверждается К. характеров (Ж. Ф. Реньяр, А. Р. Лесаж, Детуш); у П. Мариво она осложняется благодаря тонким психологич. нюансировкам. В Англии первый опыт К. характеров принадлежит Б. Джонсону, но в целом англ. К. пошла по иному пути: отталкиваясь от некоторых тенденций, проявившихся в первом послешекспировском поколении (Дж. Шерли), она вылилась у комедиографов периода Реставрации (У. Уичерли, У. Конгрив, Дж. Фаркер) в особый вариант жанра, отмеченный всеобъемлющей иронией, интеллектуальной игрой, салонным остроумием и моральной беспечностью; с некоторыми коррективами эту линию продолжат в 18 в. Г. Филдинг, О. Голдсмит и Р. Б. Шеридан. Деятели Просвещения (Д. Дидро) предприняли попытку окончательно вывести К. из низкого жанрового регистра и сообщить ей идеологич. насыщенность и социальную направленность; эта реформа отразилась в комедиографии П. Бомарше, К. Гольдони и Г. Э. Лессинга. Повышение лит. престижа К. сказалось и в расширении ареала её распространения: в 18 в. нац. комедиография возродилась в Германии и Италии, возникла в Дании (Л. Хольберг) и России (Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, Я. Б. Княжнин, В. В. Капнист), где выказала тенденцию к резкой социальной сатире.
Представители романтизма, разрушая жанровую систему классицизма, стремились соединить К. и трагедию в среднем жанре драмы (см. 2-е значение); в области собственно К. можно отметить только эксперименты Л. Тика (в начальный период романтич. движения) с формой К. и А. де Мюссе (на исходе романтизма) – с её содержанием. В 19 в. К. стала отторгаться высокой европ. лит-рой и даже при наличии несомненных формальных достоинств (Э. Скриб, Э. Лабиш) эволюционировала в сторону чистой развлекательности (водевиль и бульварный театр). На этом фоне особенно значительны достижения рус. К., начиная с «Горя от ума» А. С. Грибоедова (1824; изд. 1833), где был запечатлён необычно масштабный для К. сатирич. образ целого уклада жизни («фамусовская Москва») и столь же непривычный по глубине и патетике образ главного героя. Ещё дальше отошёл от жанрового стереотипа Н. В. Гоголь: в «Женитьбе» (опубл. и пост. в 1842) с её последовательным опровержением традиц. системы взаимоотношений персонажей и особенно в «Ревизоре» (пост. 1836) с его грандиозной по символич. обобщённости картиной социума и установкой на реставрацию публичности и народности аристофановской версии жанра. И. С. Тургенев, сохраняя верность традиции острой социальной критики, присущей рус. К., обогатил её глубоким психологич. анализом; А. В. Сухово-Кобылин осложнил жанр элементами трагедии и фарса; наконец, А. Н. Островский соединил традиц. комедийную сюжетику с энциклопедически широким воссозданием действительности, с её нац. окрашенной типажностью и актуальным обществ. содержанием.
Европ. К. пережила известный подъём на рубеже 19–20 вв.: О. Уайльд и С. Моэм с их изысканным острословием обратились к самой влиятельной традиции англ. комедиографии, Э. Ростан в духе запоздалого романтизма пытался соединить комику и героику, тогда как Б. Шоу фактически осуществил деконструкцию К. и на основе перетасовки классич. комедийных ходов и приёмов создал драму идей. А. П. Чехов, в отличие от Шоу, не стал использовать традиц. К. как строит. материал, источник отд. деталей и блоков, но перевёл характерные для жанра структуры в подтекст, завершив многовековой процесс формирования драмы как среднего жанра, свободного от нормативных ограничений и в этом близкого роману. Подобно тому как утверждение романа кладёт конец оппозиции героич. и комич. эпоса, утверждение драмы завершает эпоху трагедии и К. как противостоящих жанров: лит-ра 20 в. принимает К. в виде трагифарса (Н. Р. Эрдман, М. де Гельдерод, Э. Ионеско, С. Беккет, Д. Фо), а классич. комедийная схема оказывается востребована лишь в массовой культуре, в кинематографии с её жёсткими жанровыми рубрикациями и в таком оазисе нормативной эстетики, как лит-ра социалистического реализма.