КНЯЖНИ́Н ЯКОВ БОРИСОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КНЯЖНИ́Н Яков Борисович [3(14).10.1740, Псков – 14(25).1.1791, С.-Петербург], рус. драматург, поэт, переводчик, чл. Рос. академии (1783). Дворянин. В 1750–55 учился в гимназии при Петерб. АН. В 1757–62 переводчик в Канцелярии от строений, с 1762 на воен. службе. В 1763 в С.-Петербурге была поставлена мелодрама К. «Орфей» (с музыкой Ф. Торелли; опубл. в 1781; в 1792 музыку к ней написал Е. И. Фомин), в 1767 (по др. сведениям, 1769) – трагедия «Дидона» (опубл. в 1787), принёсшая ему лит. известность. В 1773 по обвинению в растрате казённых денег был лишён дворянства и определён в солдаты, в марте 1777 прощён и восстановлен в правах. С авг. 1777 секретарь и ближайший помощник И. И. Бецкого. В 1787 издал собрание своих сочинений. Надв. сов. (1786). По неподтверждённым данным, умер после одного из допросов в тайной канцелярии.
Как литератор К. являлся последователем А. П. Сумарокова и приверженцем принципов классицизма. Ведущий жанр в его творчестве – трагедия, как правило с политически злободневным содержанием. К. часто отталкивался от европ. образцов, повторяя их сюжетные ходы и заимствуя целые сцены: в трагедии «Владимир и Ярополк» (1772, опубл. в 1787) использован сюжет «Андромахи» Ж. Расина, «Ольга» (1772, опубл. в 1961) – вольный перевод «Меропы» Вольтера, «Владисан» (пост. в 1784, опубл. в 1787) – подражание той же трагедии; «Дидона», «Титово милосердие» (1777, пост. в 1779, опубл. в 1787; первая рус. муз. трагедия) и «Софонисба» (1787, пост. в 1789) написаны в состязании с европ. авторами, обрабатывавшими античные сюжеты (П. Метастазио и др.). В отличие от сумароковских, трагедии К. более эмоциональны, зрелищны, в них значит. место отведено музыке: так, «Титово милосердие» К. определил как трагедию «с хорами и балетами, к оной принадлежащими» (автор первоначальной музыки неизвестен; в 1790-е гг. музыку заново сочинил Е. И. Фомин). К самобытным трагедиям К. относятся «Росслав» (1783, опубл. и пост. в 1784) и «Вадим Новгородский» (1789, опубл. в 1793), в которых проявились нац.-патриотич. и тираноборческие устремления автора. В последней конфликт «республиканца» Вадима и монарха Рюрика оказывается неразрешимым, т. е. подлинно трагичным. «Вадим Новгородский» был сочтён опасным антимонархич. сочинением (по приговору Сената в 1793 печатные экземпляры пьесы были конфискованы и публично сожжены).
В комедиографии К. тяготел к сатирич. нравоучению, обличению пороков общества. Главный объект его нападок – развращённость нравов дворянства: холодность к собств. отечеству, увлечение иностр. модой, праздность, ветреность, тщеславие, раболепие перед власть имущими, придворный фаворитизм и др. Наиболее известны стихотв. комедии К. «Хвастун» (1784–85) и «Чудаки» (1790; пост. в 1791, опубл. в 1793), ставшие классич. образцами соответственно комедии нравов и комедии характеров, и комич. опера «Несчастье от кареты» (пост. в 1779, муз. В. А. Пашкевича). Кроме того, ему принадлежат две комедии в прозе («Неудачный примиритель, или Без обеду домой поеду», 1787; «Траур, или Утешенная вдова», ок. 1788, пост. в 1789, изд. в 1803) и ещё четыре комич. оперы («Скупой», пост. ок. 1782, муз. Пашкевича, опубл. в 1787; «Сбитенщик», ок. 1783, пост. в 1784, муз. Ж. Бюлана, опубл. в 1787; «Мужья – женихи своих жён», ок. 1784, пост. в 1784, муз. Бюлана, опубл. в 1803; «Притворно сумасшедшая», опубл. в 1787, пост. в 1789, муз. Дж. Астаритты).
В лирике К. выступал противником торжественной оды («К княгине Дашковой», 1783; «От дяди стихотворца Рифмоскрыпа», 1787) и апологетом лёгкой поэзии («Письмо к гг. Д. и А.», 1786), культивировал «ясность» слога, простоту и «непритворную чувствительность», предвосхищая принципы сентиментализма («Утро», 1779; «Стансы Богу», 1780; «Вечер», 1787). Переводы К. по большей части выполнены белым стихом или прозой и относятся к 1770-м гг.: пять трагедий П. Корнеля («Сид», «Цинна», «Смерть Помпея», «Родогуна», «Гораций»), поэма «Генриада» Вольтера, «Избиение младенцев» Дж. Марино и др.