ФОМИ́Н ЕВСТИГНЕЙ ИПАТОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОМИ́Н Евстигней Ипатович [5(16).5.1761, С.-Петербург – конец апр. 1800, там же], рос. композитор. Обучался в воспитат. классах при РАХ (с 1767/68). В 1776–77 жил при Смольном институте на пансионе у М. Буини, учился у него пению и игре на клавикорде. Продолжил муз. образование в РАХ у Г. Ф. Раупаха и А. Б. Сартори (окончил в 1782). В 1782–85 осваивал полифоническое мастерство у С. Маттеи в Болонской филармонич. академии. С 1786 в С.-Петербурге, сочинял оперы и муз. фрагменты для театральных постановок. В 1797 принят в штат Театральной дирекции на должность «репетитора партий и композитора».
В оперном творчестве Ф. сочетаются зап.-европ. традиции и рус. мелодика; напр., в комич. опере «Ямщики на подставе» (либр. Н. А. Львова, дата и место первого исполнения неизв.) Ф. использовал нар. песни из сб-ков В. Ф. Трутовского и Львова – И. Прача. В комич. опере «Американцы» [либр. И. А. Крылова, созд. в 1788, пост. в 1800, предположительно Большой (Каменный) театр] автор опирался на муз. стилистику оперы-буффа, однако, согласно традиции рус. комич. оперы, вместо речитативов включил разг. диалоги. Музыка к мелодраме «Орфей» Я. Б. Княжнина (1792) – вершина творчества Ф. и ранний образец рус. драматич. симфонизма; в качестве особой оркестровой краски использовано звучание рогового оркестра. Сохранились также его «Херувимская песнь», хоры к трагедии В. А. Озерова «Ярополк и Олег» (1798) и, частично, оперы «Новгородский богатырь Боеславич» (либр. Екатерины II, Эрмитажный театр, 1786) и «Золотое яблоко» (пост. в 1803). Авторство др. сохранившихся сочинений остаётся под вопросом.