Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОМИ́Н ЕВСТИГНЕЙ ИПАТОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 461-462

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФОМИ́Н Ев­стиг­ней Ипа­то­вич [5(16).5.1761, С.-Пе­тер­бург – ко­нец апр. 1800, там же], рос. ком­по­зи­тор. Обу­чал­ся в вос­пи­тат. клас­сах при РАХ (с 1767/68). В 1776–77 жил при Смоль­ном ин­сти­ту­те на пан­сио­не у М. Буи­ни, учил­ся у не­го пе­нию и иг­ре на кла­ви­кор­де. Про­дол­жил муз. об­ра­зо­ва­ние в РАХ у Г. Ф. Рау­па­ха и А. Б. Сар­то­ри (окон­чил в 1782). В 1782–85 ос­ваи­вал по­ли­фо­ни­че­ское мас­тер­ст­во у С. Мат­теи в Бо­лон­ской фи­лар­мо­нич. ака­де­мии. С 1786 в С.-Пе­тер­бур­ге, со­чи­нял опе­ры и муз. фраг­мен­ты для те­ат­раль­ных по­ста­но­вок. В 1797 при­нят в штат Те­ат­раль­ной ди­рек­ции на долж­ность «ре­пе­ти­то­ра пар­тий и ком­по­зи­то­ра».

В опер­ном твор­че­ст­ве Ф. со­че­та­ют­ся зап.-ев­роп. тра­ди­ции и рус. ме­ло­ди­ка; напр., в ко­мич. опе­ре «Ям­щи­ки на под­ста­ве» (либр. Н. А. Льво­ва, да­та и ме­сто пер­во­го ис­пол­не­ния не­изв.) Ф. ис­поль­зо­вал нар. пес­ни из сб-ков В. Ф. Тру­тов­ско­го и Льво­ва – И. Пра­ча. В ко­мич. опе­ре «Аме­ри­кан­цы» [либр. И. А. Кры­ло­ва, созд. в 1788, пост. в 1800, пред­по­ло­жи­тель­но Боль­шой (Ка­мен­ный) те­атр] ав­тор опи­рал­ся на муз. сти­ли­сти­ку опе­ры-буф­фа, од­на­ко, со­глас­но тра­ди­ции рус. ко­мич. опе­ры, вме­сто ре­чи­та­ти­вов вклю­чил разг. диа­ло­ги. Му­зы­ка к ме­ло­дра­ме «Ор­фей» Я. Б. Княж­ни­на (1792) – вер­ши­на твор­че­ст­ва Ф. и ран­ний об­ра­зец рус. дра­ма­тич. сим­фо­низ­ма; в ка­че­ст­ве осо­бой ор­ке­ст­ро­вой крас­ки ис­поль­зо­ва­но зву­ча­ние ро­го­во­го ор­ке­ст­ра. Со­хра­ни­лись так­же его «Хе­ру­вим­ская песнь», хо­ры к тра­ге­дии В. А. Озе­ро­ва «Яро­полк и Олег» (1798) и, час­тич­но, опе­ры «Нов­го­род­ский бо­га­тырь Бо­е­сла­вич» (либр. Ека­те­ри­ны II, Эр­ми­таж­ный те­атр, 1786) и «Зо­ло­тое яб­ло­ко» (пост. в 1803). Ав­тор­ст­во др. со­хра­нив­ших­ся со­чи­не­ний ос­та­ёт­ся под во­про­сом.

Лит.: Доб­ро­хо­тов Б. В. Е. Фо­мин. М., 1968; Кел­дыш Ю. В. Е. И. Фо­мин // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1985. Т. 3. Ч. 2; Пор­фирь­е­ва А. Л. Фо­мин // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. ХVIII век: Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. СПб., 2000. Кн. 3.

Вернуться к началу