РОГОВО́Й ОРКЕ́СТР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОГОВО́Й ОРКЕ́СТР, в России 2-й пол. 18 – 19 вв. ансамбль трубачей, играющих на усовершенствованных охотничьих рогах. Идея Р. о. принадлежала обер-егермейстеру С. К. Нарышкину (из рода Нарышкиных), который пригласил для его организации (на основе уже имевшейся егерской музыки) валторниста Придворного оркестра И. А. Мареша. Первый Р. о. состоял из изобретённых в 1751 Марешем медных широкомензурных конических труб разных размеров, с загнутым концом, в который впаивался мундштук валторнового типа. Каждая труба была способна издавать один, а в дальнейшем 2–3 звука в диапазоне до полутора тонов. В дальнейшем инструменты модернизировались. Принцип игры Р. о. близок гокету. В сер. 1750-х гг. по распоряжению Елизаветы Петровны Мареш создал Р. о. при дворе. При Екатерине II Р. о. имелись при дворе, а также в Егерском и Конногвадейском полках. В разное время роговую музыку содержали А. Л. и Д. Л. Нарышкины, графы Г. Г. Орлов, К. Г. Разумовский, А. С. Строганов, светлейший кн. Г. А. Потёмкин-Таврический и др. рус. аристократы; она звучала в парках, дворцах, помещичьих усадьбах. Репертуар включал переложения и специально написанные произведения (вплоть до фуг). Р. о. применялся в театральной («Орфей» Е. И. Фомина), ораториальной и др. музыке. Современники сравнивали звучание Р. о. с органом.