Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОГОВО́Й ОРКЕ́СТР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 573

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РОГОВО́Й ОРКЕ́СТР, в Рос­сии 2-й пол. 18 – 19 вв. ан­самбль тру­ба­чей, иг­раю­щих на усо­вер­шен­ст­во­ван­ных охот­ничь­их ро­гах. Идея Р. о. при­над­ле­жа­ла обер-егер­мей­сте­ру С. К. На­рыш­ки­ну (из ро­да На­рыш­ки­ных), ко­то­рый при­гла­сил для его ор­га­ни­за­ции (на ос­но­ве уже имев­шей­ся егер­ской му­зы­ки) вал­тор­ни­ста При­двор­но­го ор­ке­ст­ра И. А. Ма­ре­ша. Пер­вый Р. о. со­сто­ял из изо­бре­тён­ных в 1751 Ма­ре­шем мед­ных ши­ро­ко­мен­зур­ных ко­ни­че­ских труб раз­ных раз­ме­ров, с за­гну­тым кон­цом, в ко­то­рый впаи­вал­ся мунд­штук вал­тор­но­во­го ти­па. Ка­ж­дая тру­ба бы­ла спо­соб­на из­да­вать один, а в даль­ней­шем 2–3 зву­ка в диа­па­зо­не до по­лу­то­ра то­нов. В даль­ней­шем ин­ст­ру­мен­ты мо­дер­ни­зи­ро­ва­лись. Прин­цип иг­ры Р. о. бли­зок го­ке­ту. В сер. 1750-х гг. по рас­по­ря­же­нию Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны Ма­реш соз­дал Р. о. при дво­ре. При Ека­те­ри­не II Р. о. име­лись при дво­ре, а так­же в Егер­ском и Кон­но­гва­дей­ском пол­ках. В раз­ное вре­мя ро­го­вую му­зы­ку со­дер­жа­ли А. Л. и Д. Л. На­рыш­ки­ны, гра­фы Г. Г. Ор­лов, К. Г. Ра­зу­мов­ский, А. С. Стро­га­нов, свет­лей­ший кн. Г. А. По­тём­кин-Тав­ри­че­ский и др. рус. ари­сто­кра­ты; она зву­ча­ла в пар­ках, двор­цах, по­ме­щичь­их усадь­бах. Ре­пер­ту­ар вклю­чал пе­ре­ло­же­ния и спе­ци­аль­но на­пи­сан­ные про­из­ве­де­ния (вплоть до фуг). Р. о. при­ме­нял­ся в те­ат­раль­ной («Ор­фей» Е. И. Фо­ми­на), ора­то­ри­аль­ной и др. му­зы­ке. Со­вре­мен­ни­ки срав­ни­ва­ли зву­ча­ние Р. о. с ор­га­ном.

Лит.: Верт­ков К. Рус­ская ро­го­вая му­зы­ка. Л.; М., 1948; Бу­тир Л. М. Ро­го­вая му­зы­ка или ро­го­вой ор­кестр // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. XVIII век. СПб., 2000. Кн. 3.

Вернуться к началу