ОРГА́Н
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРГА́Н (лат. organum, от греч. ὄργανον – орудие, инструмент; нем. Orgel, франц. orgue), клавишно-духовой муз. инструмент. Осн. части: трубы (звучащая часть); мехи (часть системы воздухоподачи; до изобретения электромотора воздух накачивали руками или ногами помощники – кальканты); виндлады (от нем. Windlade, букв. – воздушный ящик; ёмкости, предназначенные для распределения воздуха по установленным на них трубам); клавиатуры и рукоятки включения регистров (система управления инструментом). Клавиши и регистровые рукоятки обеспечивают подачу воздуха к соответствующим трубам и связаны с ними при помощи т. н. трактуры. Последняя может быть механической (связь клавиши и трубы осуществляется через ряд передаточных узлов и рычагов), пневматической (связь через тонкую металлич. трубку, по которой идёт воздух), электрической (клапан трубы открывается за счёт импульса постоянного тока в электрич. цепи). Большинство органных труб находится внутри корпуса инструмента, некоторые из них могут быть вынесены на фасад О., обращённый к аудитории. Оформление корпуса О. подчас представляет не меньшую худож. ценность, чем его звучание. Место органиста – пульт, или кафедра, – чаще всего располагается перед фасадом, имеет клавиатуры для рук (мануалы) и для ног (педаль), а также рукоятки включения регистров и педали управления спец. устройствами, среди которых – копулы (механизм, позволяющий при игре на одном мануале использовать регистры другого). При игре органисту обычно помогает ассистент, переключающий регистры, указанные в нотах. Количество мануалов О. – от 1 до 7 (чаще 2–4), диапазон каждого – от «до» большой до «соль» 3-й («до» 4-й) октавы; реальное звучание инструмента может достигать 10 октав.
Под термином «О.» понимаются также малые разновидности инструмента. Портатив (нем. Portativ) – маленький переносной О., крепился на плечевом ремне или располагался на колене исполнителя, который одной рукой играл, а другой накачивал воздух при помощи мехов. Позитив (нем. Positiv) – небольшой О. без педали, часто размещался на столе; при игре органисту требовался помощник, накачивающий воздух. Позитив, составленный язычковыми трубами (обычно не имеющими раструбов), назывался регаль (нем. Regal).
Разнообразие характеристик органных труб даёт возможности для создания множества разных по звучанию регистров, набор которых индивидуален для каждого инструмента. Регистры (группа труб, одинаковых по тембру, но разных по высоте звучания) различаются по форме труб (открытые и закрытые; конич., цилиндрич., квадратного сечения и др.), их мензуре (широко- и узкомензурные), материалу изготовления (металлич. и деревянные) и др. По способу звукообразования трубы (и соответственно регистры) делятся на лабиальные и язычковые. В лабиальных трубах, которые в зависимости от ширины мензуры делятся на принципалы (от лат. principalis – первый, главный), флейты и штрайхеры (от нем. Streicher – смычковые [инструменты]), звук рождается в результате колебания возд. столба внутри трубы. В язычковых трубах звукообразование происходит за счёт колебания бьющего язычка. Трубы язычковых регистров могут иметь длинные или короткие раструбы разл. форм. Некоторые исп. и франц. О. имеют характерные горизонтально расположенные трубы язычковых регистров на фасаде – т. н. шамады (франц. chamade). Регистры различаются также по тесситуре, которая традиционно обозначается числом, соответствующим длине самой низкой трубы данного регистра, чаще всего в футах. Регистры, в названиях которых фигурирует число, кратное 8, называются основными; они звучат в соответствии с нотной записью (8-футовый регистр обозначается 8′), на одну или две октавы ниже (16′ или 32′ соответственно), на одну, две или три октавы выше (4′, 2′ и 1′ соответственно). Особый род лабиальных регистров представляют собой аликвоты – обертоновые регистры. Они редко используются самостоятельно и, являясь выделенными обертонами по отношению к основным регистрам, меняют окраску того основного регистра, к которому добавлены. Названия аликвот часто указывают на интервал, который они составляют с основным тоном, а также содержат дробное число, отражающее их отношение к основному тону (напр.: Quinta 22/3′, Terzia 13/5′). Существуют регистры, состоящие из нескольких рядов труб, и в этом случае нажатие одной клавиши приводит к воспроизведению нескольких нот; к таковым относятся микстуры (Mixtura, Cornet, Zimbel, Terzian и др.). Комбинация из принципалов в сочетании с аликвотами и микстурами составляет т. н. органное плено (итал. organo pleno, от лат. plenus – сильный, мощный, полнозвучный) – наиболее характерную и показательную звучность О., яркую и торжественную. Особый вид многорядных регистров – нежные и тихие тремолирующие регистры, в которых на каждую клавишу приходится по 2 трубы, настроенные с биением, что создаёт эффект лёгкой вибрации (Aeoline; Unda maris, лат. – морская волна). Устройство, позволяющее достигнуть эффекта вибрации применительно к любому из регистров мануала, – тремулянт (включается обычно отд. регистровой рукояткой). Существуют также «декоративные» регистры: глокеншпиль (нем. Glockenspiel – колокольчики), регистры, изображающие пение птиц (исп. Pajaritos, нем. Nachtigall), и др.
В католич. церкви и в большинстве протестантских (лютеранская и др.), где О. является частью муз. оформления богослужения, он обычно располагается на зап. стене над входом, однако может находиться и в др. местах: между колоннами центр. нефа, в трансепте, над алтарной преградой. В храме могло быть 2 и более больших О., и устанавливались они по-разному (напр., один ближе к алтарю, чтобы аккомпанировать хору, а другой – на хорах; напротив друг друга между колоннами центр. нефа).
Исторический очерк
Предшественник О. – античный гидравлос. Сохранились сведения о существовании О. в сер. – 2-й пол. 1-го тыс. в Зап. Европе и Византии, причём его использование ограничивалось светской обстановкой; в христианской церкви он стал применяться предположительно на рубеже 1–2-го тыс.
Ср.-век. О. – это т. н. блокверк, звучащий единым хором принципальных труб. Клавиши его были очень широкими – по ширине труб, а система воздухоподачи несовершенной, поэтому играть на блокверке можно было лишь простые одноголосные мелодии. О., сопоставимый с совр. инструментами, сложился в эпоху Возрождения: появились новый тип трактуры (позволивший сузить клавиши до удобного размера), регистровые рукоятки для отд. рядов труб, ножная клавиатура из нескольких клавиш – предшественница педали. Репертуар О. Позднего Возрождения и раннего барокко – переложения, затем обработки вокальных источников и вариации на танцы и песни. В тот период появились первые нотированные образцы органной музыки. Для нотации применялась в осн. табулатура (буквенная, цифровая), позднее – запись в виде партитуры. Совр. нотация трёхстрочная: 2 верхние строки предназначены для мануалов, нижняя – для педали.
Органная специфика в музыке эпохи Ренессанса не отражена: тот же репертуар исполнялся и на др. инструментах. Центры органной культуры в этот период – Нидерланды (Я. П. Свелинк), Испания (А. де Кабесон), Италия (К. Меруло, А. и Дж. Габриели).
Первый расцвет органного иск-ва пришёлся на эпоху барокко: была усовершенствована конструкция О., стал разнообразнее регистровый состав, появились типично органные жанры, с которыми связано развитие исполнительской виртуозности. В этот период развивались нац. школы: итальянская (Дж. Фрескобальди, А. Майоне), испанская (Ф. Корреа де Араухо, П. Бруна), северонемецкая (Д. Букстехуде, В. Любек), южнонемецкая (И. Я. Фробергер, Георг Муффат), французская (Ф. Куперен, Н. де Гриньи) и др.; каждой свойственны свои конструктивные особенности инструмента, жанровая система, исполнительские традиции. К данному периоду относится творчество И. С. Баха – крупнейшего органиста и органного композитора, эксперта в области органостроения. Среди наиболее значительных мастеров органостроения – Г. Зильберман и др. члены этого семейства (см. в ст. Зильберман). Интерес к О. уменьшился у композиторов-классиков [см. в ст. Классика в музыке (2-е значение)], которые отдавали предпочтение молоточковым клавишным инструментам (известно неск. органных пьес В. А. Моцарта).
Возрождение О. приходится на эпоху романтизма. На первый план в романтич. органном иск-ве вышли крупные нем. и франц. музыканты: Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, Й. Рейнбергер, М. Регер; С. Франк, Ш. М. Видор, Л. Вьерн и др. Мировое признание получили инструменты нем. фирм «Валькер», «Зауэр», франц. мастера А. Кавайе-Коля. Сложился новый – большой романтический О., получивший назв. «симфонического» за свою способность соперничать с оркестром по силе и разнообразию звучания. В это время начала применяться пневматич. трактура, появилась возможность плавной смены динамики при помощи швеллера (жалюзи, открытие или закрытие которых с пульта О. при помощи спец. педали делает звучание громче или тише) и др.
В России О. появился во 2-й пол. 15 в. в качестве светского инструмента при дворе государей и знати, позднее и в театре. Небольшие О. имелись в нач. 17 в. в государевой Потешной палате, во 2-й пол. 17 в. при дворе Алексея Михайловича работал польский органный мастер Симон Гутовский. В православной службе орган никогда не использовался. В 19 в. появились первые органные сочинения рус. композиторов – В. Ф. Одоевского, затем С. И. Танеева, А. К. Глазунова и др.; со 2-й пол. 19 в. игре на О. стали обучать в С.-Петерб. и Моск. консерваториях. В советское время развитие органного иск-ва было продолжено в русле академич. образования и концертной практики; среди крупнейших отеч. органистов – А. Ф. Гедике, И. А. Браудо, Л. И. Ройзман.
В 20–21 вв. интерес к О. сохраняется во многих странах. Совершенствуются средства управления О.: напр., появились т. н. свободные комбинации, благодаря которым можно запрограммировать ряд регистровых сочетаний и затем менять их нажатием кнопки. В органостроении формируются 2 устойчивые тенденции: изучение, реставрация и копирование историч. инструментов; создание универсальных инструментов, объединяющих черты разл. органных традиций. Одной из ведущих «органных» стран остаётся Франция, где О. продолжает своё развитие как церковный инструмент; среди композиторов 20 в. (которые чаще всего были исполнителями-виртуозами) – М. Дюпре, Ш. Турнемир, Ж. Ален, О. Мессиан, Ж. Лангле.
Новые разновидности О. появились в 20 в. Т. н. театральный О. (англ. theatre organ) – инструмент, призванный заменить оркестр на спектакле или киносеансе; обладает теми же осн. технич. характеристиками (система подачи воздуха, трубы и др.), но имеет ряд дополнит. устройств, которые позволяют воспроизводить звучание фп., ударных инструментов, разл. немузыкальные звуки (напр., сирену) и др.; эта разновидность получила широкое распространение, гл. обр. в США. См. также Электроорган.