Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕ́ГЕР МАКС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РЕ́ГЕР (Reger) Макс (19.3.1873, Бранд, Верх­ний Пфальц, Ба­ва­рия – 11.5.1916, Лейп­циг), немецкий ком­по­зи­тор, пиа­нист, ор­га­нист, ди­ри­жёр. В 1890–95 учил­ся в кон­сер­ва­то­ри­ях Зон­дерс­хау­зе­на и Вис­ба­де­на у Х. Ри­ма­на (тео­рия му­зы­ки, ком­по­зи­ция). С 1901 вы­сту­пал как пиа­нист и ди­ри­жёр (главным образом в Гер­ма­нии), в 1906 – в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В ор­ке­ст­ро­вые про­грам­мы вклю­чал но­вые со­чи­не­ния К. Де­бюс­си, Р. Штрау­са. В 1905–06 пре­по­да­вал в Музыкальной ака­де­мии Мюн­хе­на (тео­рия му­зы­ки, ком­по­зи­ция, ор­ган), с 1907 профессор ком­по­зи­ции в Лейп­циг­ской консерватории. В 1907–08 музыкальный руководитель (му­зик­ди­рек­тор) Лейп­циг­ско­го университета. В 1911–14 дири­жёр При­двор­ной ка­пел­лы в Май­нин­ге­не. 

Ком­по­зи­тор­ский стиль Р. сфор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем позд­не­ро­ман­ти­че­ской (Р. Ваг­нер, И. Брамс) и ба­роч­ной (И. С. Бах) му­зы­ки. Со­чи­не­ния Р., мас­те­ра по­ли­фо­ни­че­ской тех­ни­ки, труд­ны для вос­при­ятия из-за их мо­ну­мен­таль­но­сти, тя­же­ло­вес­ной фак­ту­ры, чрез­мер­но­го ув­ле­че­ния хро­ма­ти­кой и мо­ду­ли­ро­ва­ни­ем (Ва­риа­ции и фу­га на те­му И. А. Хил­ле­ра для ор­ке­ст­ра, 1907; Фортепианный кон­церт, 1910), не­ко­то­рым свой­ст­вен не­сколь­ко уг­ло­ва­тый юмор («Вак­ха­на­лия» из четырёх сим­фо­нических по­эм по А. Бёк­ли­ну, 1913). По­ны­не со­хра­ня­ет по­пу­ляр­ность ор­ган­ная му­зы­ка Р.: Сим­фо­ническая фан­та­зия и фу­га d-moll («Ин­фер­но-фан­та­зия», 1901), хо­раль­ные фан­та­зии (в т. ч. на Te Deum), пре­лю­дии на цер­ков­ные пес­ни лю­те­ран (см. в статье Про­тес­тант­ский хо­рал). Сре­ди других репертуарных со­чи­не­ний: Пса­лом № 100 для хо­ра и ор­га­на с ор­ке­ст­ром (1909), Ва­риа­ции и фу­га на те­му Мо­цар­та для ор­ке­ст­ра (1914); «Ре­к­ви­ем» на текст сти­хо­тво­ре­ния К. Ф. Хеб­бе­ля, Квин­тет с клар­не­том A-dur (оба написаны в 1915).

Соч.: «Про­шу сло­ва!»: из эпистолярного и публицистического наследия. М., 2018; К уче­нию о мо­ду­ля­ции / Перевод и ком­ментарии В. Шпи­ниц­ко­го. 2-е изд. СПб., 2019.

Лит.: Stein F. M. Reger. Potsdam, 1939; Dahlhaus C. Warum ist Regers Musik so schwer verständlich? // Neue Zeitschrift für Musik. 1973. № 134 (русский перевод – в журнале Музыкальная академия, 2019, № 4); Weyer M. Die Orgelwerke M. Re­gers. Wilhelmshaven, 1989; Крей­ни­на Ю. М. Ре­гер: Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1991; Popp S. Thematisch-chronologisches Verzeichnis der Werke M. Regers und ihrer Quellen: Re­ger-Werk-Verzeichnis (RWV). Münch., 2010; Раку М. Музыка Макса Регера в России: к вопросу о парадоксах исторической рецепции // Музыкальная академия, 2019. № 4. 

  • РЕ́ГЕР МАКС Макс (19.3.1873–11.5.1916), нем. композитор, пианист, органист, дирижёр (2015)
Вернуться к началу