РЕ́ГЕР МАКС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕ́ГЕР (Reger) Макс (19.3.1873, Бранд, Верхний Пфальц, Бавария – 11.5.1916, Лейпциг), немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр. В 1890–95 учился в консерваториях Зондерсхаузена и Висбадена у Х. Римана (теория музыки, композиция). С 1901 выступал как пианист и дирижёр (главным образом в Германии), в 1906 – в Санкт-Петербурге. В оркестровые программы включал новые сочинения К. Дебюсси, Р. Штрауса. В 1905–06 преподавал в Музыкальной академии Мюнхена (теория музыки, композиция, орган), с 1907 профессор композиции в Лейпцигской консерватории. В 1907–08 музыкальный руководитель (музикдиректор) Лейпцигского университета. В 1911–14 дирижёр Придворной капеллы в Майнингене.
Композиторский стиль Р. сформировался под влиянием позднеромантической (Р. Вагнер, И. Брамс) и барочной (И. С. Бах) музыки. Сочинения Р., мастера полифонической техники, трудны для восприятия из-за их монументальности, тяжеловесной фактуры, чрезмерного увлечения хроматикой и модулированием (Вариации и фуга на тему И. А. Хиллера для оркестра, 1907; Фортепианный концерт, 1910), некоторым свойствен несколько угловатый юмор («Вакханалия» из четырёх симфонических поэм по А. Бёклину, 1913). Поныне сохраняет популярность органная музыка Р.: Симфоническая фантазия и фуга d-moll («Инферно-фантазия», 1901), хоральные фантазии (в т. ч. на Te Deum), прелюдии на церковные песни лютеран (см. в статье Протестантский хорал). Среди других репертуарных сочинений: Псалом № 100 для хора и органа с оркестром (1909), Вариации и фуга на тему Моцарта для оркестра (1914); «Реквием» на текст стихотворения К. Ф. Хеббеля, Квинтет с кларнетом A-dur (оба написаны в 1915).