Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕ́ББЕЛЬ КРИСТИАН ФРИДРИХ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 11

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

ХЕ́ББЕЛЬ (Hebbel) Кри­сти­ан Фрид­рих (18.3.1813, Вес­сель­бу­рен, Голь­штейн – 13.12.1863, Ве­на), нем. пи­са­тель. Сын ра­бо­чих-по­дён­щи­ков. Вы­учил­ся на ка­мен­щи­ка; дол­гое вре­мя жил в бед­но­сти. Де­бю­ти­ро­вал как по­эт на ру­бе­же 1820–30-х гг. Воль­но­слу­ша­тель Гей­дель­берг­ско­го и Мюн­хен­ско­го ун-тов (1836–1839). В 1839–40 со­труд­ни­чал в жур­на­ле К. Гуц­ко­ва «Telegraph für Deutschland», пуб­ли­куя пу­те­вые очер­ки. Как дра­ма­тург ис­пы­тал влия­ние твор­че­ст­ва Ф. Шил­ле­ра, Г. фон Клей­ста, Л. Улан­да. В твор­че­ст­ве Х., ви­дев­ше­го в дра­ме воз­мож­ность вы­ра­зить из­веч­ный тра­гич. кон­фликт ме­ж­ду лич­но­стью и ми­ро­вы­ми за­ко­на­ми, ро­ман­тич. тра­ди­ции со­че­та­ют­ся с реа­ли­стич. об­ри­сов­кой пер­со­на­жей. В цен­тре его пьес – оди­но­кие и силь­ные ду­хом ге­ро­ич. лич­но­сти, по­ка­зан­ные в раз­ви­тии: в них стал­ки­ва­ют­ся про­ти­во­ре­чия, изо­бра­жён кон­фликт дол­га и чув­ст­ва, а по­бе­да со­пря­же­на с чув­ст­вом от­чая­ния и по­ра­же­ния. Ус­пех при­нес­ла тра­ге­дия «Юдифь» («Judith», 1840, рус. пер. 1908) на биб­лей­ский сю­жет, ос­лож­нён­ный глу­бо­ким пси­хо­ло­гиз­мом и мо­ти­вом ро­ка. К об­ра­зу свя­той, спас­шей Па­риж, Х. об­ра­тил­ся в тра­ге­дии «Же­невь­е­ва» («Genoveva», 1841). Воз­зре­ния Х. на дра­ма­тур­гию из­ло­же­ны в ст. «Моё сло­во о дра­ме» («Mein Wort über Drama», 1843), а так­же в пре­ди­сло­вии к тра­ге­дии «Ма­рия Ма­гда­ли­на» («Maria Magdalene», 1844) – од­ном из его луч­ших про­из­ве­де­ний, пред­став­ляю­щих со­бой но­вый тип «бюр­гер­ской тра­ге­дии». В ней Х. об­ра­тил­ся к совр. жиз­ни: ге­рои­ня Кла­ра, сим­во­ли­че­ски оз­на­чен­ная в на­зва­нии биб­лей­ским име­нем, пред­ста­ёт жерт­вой кос­но­го об­ще­ст­ва, фа­ри­сей­ски от­во­ра­чи­ваю­ще­го­ся от неё как от греш­ни­цы. В 1845 Х. пе­ре­ехал в Ве­ну; влия­ние вен­ско­го нар. те­ат­ра про­яви­лось в ко­ме­ди­ях «Ру­бин» («Der Rubin», 1843), «Ал­маз» («Der Diamant», 1847). Лейт­мо­ти­вом позд­ней дра­ма­тур­гии пи­са­те­ля ста­но­вит­ся ут­вер­жде­ние хри­сти­ан­ско­го са­мо­по­жерт­во­ва­ния: тра­ге­дии «Ирод и Ма­ри­ам­на» («Herodes und Mariamne», 1850; в сти­хах), «Аг­нес­са Бер­нау­эр» («Agnes Bernauer», 1851). Про­бле­мам сво­бо­ды и судь­бы по­свя­ще­на тра­ге­дия «Ни­бе­лун­ги» («Die Nibe­lun­gen», 1862), в ко­то­рой об­ре­та­ют син­тез ми­фо­ло­гич. об­раз­ность и пси­хо­ло­гич. мо­ти­вы. Не­за­вер­шён­ной ос­та­лась тра­ге­дия о Лже­дмит­рии («Demetrius»). Дра­ма­тур­гия Х. ста­ла пред­вес­ти­ем «но­вой дра­мы» и при­влек­ла вни­ма­ние нем. дра­ма­тур­гов-аван­гар­ди­стов. Пи­сал так­же сти­хи, рас­ска­зы, ос­та­вил днев­ни­ки, пись­ма, вос­по­ми­на­ния о сво­ей жиз­ни: «Ав­то­био­гра­фия» («Selbstbiographie»), «Моё дет­ст­во» («Meine Kindheit», 1846–54).

Соч.: Тра­ге­дии. М.; Л., 1934; Werke. Weimar, 1960. Bd 1–3; Werke. Münch., 1978. Bd 1–2; Из­бран­ное. М., 1978. Т. 1–2.

Лит.: Walzel O. F. Hebbel und seine Dramen. 2. Aufl. Lpz., 1919; Meetz A. F. Hebbel. 3. Aufl. Stuttg., 1973; Kaiser H. F. Hebbel: Schmerz und Form. Fr./M., 2006.

Вернуться к началу