ХЕ́ББЕЛЬ КРИСТИАН ФРИДРИХ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХЕ́ББЕЛЬ (Hebbel) Кристиан Фридрих (18.3.1813, Вессельбурен, Гольштейн – 13.12.1863, Вена), нем. писатель. Сын рабочих-подёнщиков. Выучился на каменщика; долгое время жил в бедности. Дебютировал как поэт на рубеже 1820–30-х гг. Вольнослушатель Гейдельбергского и Мюнхенского ун-тов (1836–1839). В 1839–40 сотрудничал в журнале К. Гуцкова «Telegraph für Deutschland», публикуя путевые очерки. Как драматург испытал влияние творчества Ф. Шиллера, Г. фон Клейста, Л. Уланда. В творчестве Х., видевшего в драме возможность выразить извечный трагич. конфликт между личностью и мировыми законами, романтич. традиции сочетаются с реалистич. обрисовкой персонажей. В центре его пьес – одинокие и сильные духом героич. личности, показанные в развитии: в них сталкиваются противоречия, изображён конфликт долга и чувства, а победа сопряжена с чувством отчаяния и поражения. Успех принесла трагедия «Юдифь» («Judith», 1840, рус. пер. 1908) на библейский сюжет, осложнённый глубоким психологизмом и мотивом рока. К образу святой, спасшей Париж, Х. обратился в трагедии «Женевьева» («Genoveva», 1841). Воззрения Х. на драматургию изложены в ст. «Моё слово о драме» («Mein Wort über Drama», 1843), а также в предисловии к трагедии «Мария Магдалина» («Maria Magdalene», 1844) – одном из его лучших произведений, представляющих собой новый тип «бюргерской трагедии». В ней Х. обратился к совр. жизни: героиня Клара, символически означенная в названии библейским именем, предстаёт жертвой косного общества, фарисейски отворачивающегося от неё как от грешницы. В 1845 Х. переехал в Вену; влияние венского нар. театра проявилось в комедиях «Рубин» («Der Rubin», 1843), «Алмаз» («Der Diamant», 1847). Лейтмотивом поздней драматургии писателя становится утверждение христианского самопожертвования: трагедии «Ирод и Мариамна» («Herodes und Mariamne», 1850; в стихах), «Агнесса Бернауэр» («Agnes Bernauer», 1851). Проблемам свободы и судьбы посвящена трагедия «Нибелунги» («Die Nibelungen», 1862), в которой обретают синтез мифологич. образность и психологич. мотивы. Незавершённой осталась трагедия о Лжедмитрии («Demetrius»). Драматургия Х. стала предвестием «новой драмы» и привлекла внимание нем. драматургов-авангардистов. Писал также стихи, рассказы, оставил дневники, письма, воспоминания о своей жизни: «Автобиография» («Selbstbiographie»), «Моё детство» («Meine Kindheit», 1846–54).