Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТРА́УС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 127-128

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева
Р. Штраус.

ШТРА́УС (Strauss) Ри­хард (11.6.1864, Мюн­хен – 8.9.1949, Гар­миш-Пар­тен­кир­хен), нем. ком­по­зи­тор и ди­ри­жёр. Один из круп­ней­ших нем. ком­по­зи­то­ров 1-й пол. 20 в. Сын Фран­ца Штрау­са (1822–1905) – гл. вал­тор­ни­ста Мюн­хен­ско­го при­двор­но­го ор­ке­ст­ра (с 1871 так­же проф. Ко­ро­лев­ской муз. шко­лы), внук (по ма­те­рин­ской ли­нии) зна­ме­ни­то­го ба­вар­ско­го пи­во­ва­ра Г. Пшор­ра. С ран­не­го дет­ст­ва учил­ся иг­ре на скрип­ке и фп., с 1875 брал уро­ки ком­по­зи­ции у Ф. В. Май­е­ра. В 1882–84 иг­рал на скрип­ке в лю­би­тель­ском ор­ке­ст­ре от­ца, под его ру­ко­вод­ством изу­чал ин­ст­ру­мен­тов­ку. Пер­вые зна­чит. опы­ты ком­по­зи­ции – 2 сим­фо­нии (1880, 1884), Се­ре­на­да (1881) и Сюи­та (1884). В 1883 в Дрез­де­не и Бер­ли­не его му­зыку ис­пол­нял Май­нин­ген­ский ор­кестр под упр. Х. фон Бю­ло­ва (по­след­ний ак­тив­но про­па­ган­ди­ро­вал мо­ло­до­го Ш., на­зы­вая его «пря­мым на­след­ни­ком» Р. Ваг­не­ра). В 1884 де­бю­ти­ро­вал как ди­ри­жёр в Мюн­хе­не. В 1885–86 в Май­нин­ге­не ас­си­с­тент Бю­ло­ва (у ко­то­ро­го учил­ся ди­ри­жёр­ской тех­ни­ке), за­тем гл. ди­ри­жёр Май­нин­ген­ско­го ор­ке­ст­ра. Од­но­вре­мен­но со­труд­ни­чал как ди­ри­жёр с И. Брам­сом, а так­же про­де­мон­ст­ри­ро­вал ему свою 2-ю сим­фо­нию (вы­зва­ла кри­тич. от­зыв Брам­са). В 1886–89 ди­ри­жёр Мюн­хен­ской при­двор­ной опе­ры. Под влия­ни­ем скри­па­ча и ком­по­зи­то­ра А. Рит­те­ра, по­чи­та­те­ля Ф. Лис­та, об­ра­тил­ся к жан­ру сим­фо­ни­че­ской по­эмы. Пер­вые зна­чит. со­чи­не­ния в этом жан­ре – «Мак­бет» (по У. Шек­спи­ру, 1888), «Дон Жу­ан» (по Н. Ле­нау, 1889), «Смерть и про­свет­ле­ние» (кар­ти­на смер­ти ху­дож­ни­ка; 1889). В 1889–94 2-й ка­пель­мей­стер Вей­мар­ско­го при­двор­но­го те­ат­ра, здесь ди­ри­жи­ро­вал опе­ра­ми «Три­стан и Изоль­да» Ваг­не­ра (1892), «Ген­зель и Гре­тель» Э. Хум­пер­дин­ка (1893, пре­мье­ра), пер­вой собств. опе­рой «Гун­трам» (1894, пре­мье­ра; ус­пе­ха не име­ла).

В 1894–96 ка­пель­мей­стер Мюн­хен­ской при­двор­ной опе­ры. В 1898–1908 ка­пель­мей­стер, в 1908–18 муз. рук. Ко­ро­лев­ской при­двор­ной опе­ры в Бер­ли­не, в 1919–24 муз. рук. (совм. с Ф. Шаль­ком) Вен­ской гос. опе­ры. С 1890-х гг. ак­тив­но га­ст­ро­ли­ро­вал в стра­нах Ев­ро­пы (в Рос­сии в 1896) и в США (с 1904), вы­сту­пал на Бай­рёйт­ском фес­ти­ва­ле (с 1894). В 1901–09 пред. Все­гер­ман­ско­го муз. сою­за (Allgemeiner Deutscher Mu­sikverein). Од­но­вре­мен­но про­дол­жал со­чи­нять сим­фо­ни­че­ские по­эмы: «Ве­сё­лые про­дел­ки Ти­ля Улен­шпи­ге­ля» (1895), «Так го­во­рил За­ра­ту­ст­ра» (по Ф. Ниц­ше, 1896, с ор­га­ном), «Дон Ки­хот» (по М. де Сер­ван­те­су, 1897, с со­ли­рую­щей вио­лон­че­лью), ав­то­био­гра­фич­ные «Жизнь ге­роя» (1898, с со­ли­рую­щей скрип­кой, со­дер­жит ок. 30 ав­то­ци­тат) и «До­маш­няя сим­фо­ния» (1903). К ним при­мы­ка­ет «Аль­пий­ская сим­фо­ния», за­мы­сел ко­то­рой от­но­сит­ся к 1900–02 (окон­че­на в 1915). В сим­фо­нич. по­эмах кон. 19 в. окон­ча­тель­но сло­жи­лась сти­ле­вая спе­ци­фи­ка Ш., ко­то­рую оп­ре­де­ля­ют вне­му­зы­каль­ная про­грам­ма, сквоз­ная дра­ма­тур­гия (напр., 4 час­ти по­эмы «Смерть и про­свет­ле­ние», че­рез ко­то­рые про­хо­дят од­ни и те же те­мы, пред­став­ля­ют со­бой еди­ное це­лое), лейт­те­мы с ин­тен­сив­ным раз­ви­ти­ем (вклю­чая их изо­бре­тат. транс­фор­ма­ции и кон­трапунк­ти­че­ские со­че­та­ния), рас­ши­рен­ная «позд­не­ро­ман­ти­че­ская» то­наль­ность (ма­жо­ро-ми­нор в на­ча­ле по­эмы «Так го­во­рил За­ра­ту­ст­ра»; хро­ма­тизм и аль­те­ра­ция в ак­кор­дах до­ми­нан­то­вой и суб­до­ми­нан­то­вой групп в му­зы­ке, ха­рак­те­ри­зую­щей гл. ге­роя по­эмы «Ве­сё­лые про­дел­ки Ти­ля Улен­шпи­ге­ля»; на­ме­рен­ное и дли­тель­ное из­бе­га­ние то­ни­ки как прин­цип раз­вёр­ты­ва­ния ла­да, и др.).

Важ­ная чер­та сти­ля Ш. – бле­стя­щая ин­ст­ру­мен­тов­ка, ино­гда с эле­мен­та­ми изо­бра­зи­тель­но­сти (напр., блея­ние овец и др. эф­фек­ты в «Дон Ки­хо­те»). В ря­де его со­чи­не­ний ин­ст­ру­мен­тов­ка но­сит экс­пе­рим. ха­рак­тер; напр., в «Аль­пий­ской сим­фо­нии» ис­поль­зу­ют­ся ваг­не­ров­ские ту­бы и гек­кель­фон, вет­ря­ная и гро­мо­вая (нем. Donnermaschine) ма­ши­ны, ко­ро­вьи ко­ло­коль­чи­ки (кау­белл) и др. не­стан­дарт­ные ин­ст­ру­мен­ты. Свои взгля­ды на совр. ор­кестр Ш. из­ло­жил в собств. ре­дак­ции (1905) трак­та­та об ор­ке­ст­ров­ке Г. Бер­лио­за.

Центр. жанр 2-й пол. творч. пу­ти Ш. – опе­ра. Од­но­акт­ные опе­ры «Са­ло­мея» (по дра­ме О. Уай­ль­да на еван­гель­ский сю­жет; Дрез­ден, 1905) и «Элек­тра» (либр. Г. фон Гоф­ман­ста­ля по собств. пье­се; там же, 1909) ин­тер­пре­ти­ру­ют об­ще­из­ве­ст­ные сю­же­ты с ак­цен­том на чув­ст­вен­ной эк­заль­та­ции и по­гра­нич­ных со­стоя­ни­ях пси­хи­ки, ти­пич­ных для эс­те­ти­ки экс­прес­сио­низ­ма. «Са­ло­мея» пол­но­стью ли­ше­на хри­сти­ан­ской мо­ра­ли, а «Элек­тра» – ан­тич­но­го тра­ге­дий­но­го па­фо­са (ха­рак­тер­но от­сут­ст­вие хо­ра), при этом муз. язык дос­ти­га­ет мак­си­маль­но­го для Ш. уров­ня слож­но­сти. Рез­кий по­во­рот в сти­ли­сти­ке про­изо­шёл на­чи­ная с опе­ры «Ка­ва­лер ро­зы» (либр. Гоф­ман­ста­ля по мо­ти­вам ро­ма­на Ж. Б. Лу­ве де Кув­ре и ко­ме­дии Моль­е­ра; Дрез­ден, 1911), на­пи­сан­ной «в об­лег­чён­ной ма­не­ре», с ал­лю­зия­ми на опе­ру-буф­фа и вен­скую опе­рет­ту. Не­оклас­сич. тен­ден­ции до­ми­ни­ру­ют в позд­ней­ших опе­рах «Ари­ад­на на На­ксо­се» (Штут­гарт, 1912; 2-я ред. – Ве­на, 1916), «Ин­тер­мец­цо» (1924), «Ара­бел­ла» (1933), «Даф­на» (1938, все – Дрез­ден), «Лю­бовь Да­наи» (соч. 1940; Зальц­бург, 1952) и др. вплоть до по­след­ней – «Ка­прич­чио» (либр. К. Крау­са и др.; Мюн­хен, 1942). Ш. ак­тив­но спо­соб­ст­во­вал ор­га­ни­за­ции Зальц­бург­ско­го фес­ти­ва­ля, в т. ч. в 1922 ди­ри­жи­ро­вал опе­рой «Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та – пер­вой опер­ной по­ста­нов­кой это­го фес­ти­ва­ля. В 1933–1935 пре­зи­дент Им­пер­ской муз. па­ла­ты (Reichsmusikkammer).

По­след­нее ор­ке­ст­ро­вое соч. Ш. – «Ме­та­мор­фо­зы» для 23 со­ли­рую­щих струн­ных (1945) – скорб­ное раз­мыш­ле­ние ав­то­ра о по­те­рях и раз­ру­ше­ни­ях, ко­то­рые при­нес­ла с со­бой вой­на, мно­го­зна­чи­тель­но за­кан­чи­ва­ет­ся мо­ти­вом из тра­ур­но­го мар­ша из 3-й сим­фо­нии Л. ван Бет­хо­ве­на.

На про­тя­же­нии мн. лет Ш. пи­сал пес­ни, час­то в рас­чё­те на их ис­пол­не­ние пе­ви­цей (со­пра­но) Пау­ли­ной де Ана – же­ной ком­по­зи­то­ра с 1894. Ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ли «Че­ты­ре по­след­ние пес­ни» для со­пра­но с ор­ке­ст­ром на сти­хи Г. Гес­се и Й. фон Эй­хен­дор­фа (1948). Сре­ди др. со­чи­не­ний: ба­лет «Взби­тые слив­ки» (Ве­на, 1924), Бур­ле­ска для фп. с ор­ке­ст­ром (1886), 2 кон­цер­та для вал­тор­ны с ор­ке­ст­ром (1883, 1942), Кон­церт для го­боя с ор­ке­ст­ром (1945), Со­на­та для скрип­ки и фп. (1887), «Не­мец­кий мо­тет» для хо­ра без со­про­во­ж­де­ния (на сти­хи Ф. Рюк­кер­та, 1913), «Олим­пий­ский гимн» (1934, к Олим­пий­ским иг­рам в Бер­ли­не, 1936).

Для иден­ти­фи­ка­ции со­чи­не­ний Ш. ны­не при­ня­то ссы­лать­ся на ка­та­лог Ф. Трен­не­ра (сокр. TrV; Tren­ner F. R. Strauss: Werkverzeichnis. 2. Aufl. W., 1999). Статьи Ш. опубл. в сб. «R. Stra­uss: Betrachtungen und Erinnerungen» (2. Aufl. Z., 1957).

Лит.: Крау­зе Э. Р. Штра­ус. М., 1961; Del Mar N. R. Strauss: A critical commentary on his life and works. L., 1986. Vol. 1–3; Ken­nedy M. R. Strauss: Man, musician, enigma. Camb., 1999; Trenner F. R. Strauss: Chronik zu Leben und Werk. W., 2003; Hansen M. R. Stra­uss: die sinfonischen Dichtungen. Kas­sel; L., 2003; R. Strauss Handbuch / Hrsg. W. Wer­beck. Stuttg., 2014.

Вернуться к началу