БАХ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (21.3.1685, Эйзенах – 28.7.1750, Лейпциг), немецкий композитор, органист, клавесинист. Крупнейший представитель музыкальной династии Бах. Первые навыки игры на скрипке и альте получил от отца, Иоганна Амброзиуса Баха (1645–95), – городского, затем придворного музыканта; первоначальное образование – общее и музыкальное – в Латинской школе при церкви Св. Георгия в Эйзенахе. Рано осиротев, в 1695 переехал в Ордруф к старшему брату, Иоганну Кристофу (1671–1721), – органисту церкви Св. Михаила и школьному учителю, у которого учился игре на клавире и органе. В Ордруфе Б. успешно продолжил обучение в лицее при церкви, пел в хоре, однако неожиданное лишение стипендии заставило его прервать учёбу. В 1700 Б. вместе с Г. Эрдманом (впоследствии дипломатом на российской службе) отправился для завершения образования в Люнебургскую хоровую школу при монастыре Св. Михаила. В Люнебурге и при посещении Гамбурга впервые соприкоснулся с северонемецкой органной школой (важную роль сыграли контакты с Г. Бёмом и А. Рейнкеном, знакомство с сочинениями Д. Букстехуде). С августа 1703 органист Новой церкви в Арнштадте. В 1705, добившись разрешения на месячный отпуск, предпринял путешествие в Любек и самовольно остался там на четверть года (по словам Б., с целью «узнать кое-что по части своего искусства», поучиться у Букстехуде и послушать организованные им циклы вечерних концертов). В Арнштадте написаны первые из сохранившихся органных и клавирных сочинений – прелюдии и фуги, фантазии, сонаты, 2 каприччио [в т. ч. «На отъезд возлюбленного брата» – Иоганна Якоба (1682–1722), c 1704 находившегося на службе у Карла XII], хоральные прелюдии, токкаты, в т. ч. органная Токката и фуга d-moll BWV 565.
С лета 1707 Б. – церковный органист в Мюльхаузене, где создал свои первые кантаты. С июня 1708 органист и камер-музыкант, с 1714 концертмейстер при дворе герцога Веймарского. В Веймаре написано большинство его органных произведений (в т. ч. Пассакалия c-moll и Органная книжка), значительная часть духовных (в т. ч. 12-я и 21-я) и светских (в т. ч. 208-я – «Охотничья») кантат, клавирные сочинения (в т. ч. Английские сюиты). Вытребовав отставку у герцога, Б. в декабре 1717 переехал в Кётен, где провёл 6 лет в должности придворного капельмейстера в атмосфере благожелательности и уважения к себе и своему искусству. В июле 1720 пережил смерть жены Марии Барбары (сыновья от этого брака – В. Ф. Бах и К. Ф. Э. Бах) и в декабре 1721 вступил во второй брак – с Анной Магдаленой (урождённой Вильке). В Кётене создан ряд сочинений для клавира (включая Хроматическую фантазию и фугу), органа, скрипки, виолончели, флейты, лютни, а также для различных инструментальных составов (Бранденбургские концерты, концерты для скрипки и 2 скрипок с оркестром, оркестровые сюиты), сонаты для разных инструментов – сольные и с сопровождением. Там же написаны и инструктивные сочинения: Инвенции, «Симфонии», 1-й том «Хорошо темперированного клавира», Клавирные книжки Вильгельма Фридемана и Анны Магдалены Бах (1-я закончена в Лейпциге).
Ухудшение положения в кётенской капелле подтолкнуло Б. в 1722 к участию в конкурсе на должность кантора Томасшуле – школы при церкви Св. Фомы (Томаскирхе) в Лейпциге (вместо умершего И. Кунау; официальное соглашение подписано 5.5.1723). Не ограничивая себя обязанностями кантора (обучение школьников музыке и латыни), Б. одновременно в качестве музик-директора Лейпцига поднял на исключительную высоту музыкальную жизнь города: руководил исполнением как церковной, так и светской музыки (еженедельное создание, разучивание и исполнение новой кантаты; музыка для официальных празднеств, связанных с пребыванием в Лейпциге членов монаршей семьи, с датами их рождения, печальными и радостными событиями и т. д.). Обстоятельства и особенности характера Б., часто отлучавшегося из Лейпцига, приводили к длительным (порой многолетним) конфликтам с ректоратом, церковным и университетским руководством, с городским советом. Вынужденный отстаивать свои права, композитор заручился поддержкой Фридриха Августа I (в 1725) и его сына Фридриха Августа II (в 1733); последний присвоил Б. в 1736 титул придворного композитора в ответ на присланные ему в дар две части (Kyrie и Gloria) мессы. Покровителем Б. был также российский посланник в Дрездене граф Г. К. Кайзерлинг. В Лейпциге написана бóльшая часть кантат, мессы, «страсти», оратории. В мае 1747 Б. гостил в Потсдаме у Фридриха II Великого; по возвращении в Лейпциг на тему, предложенную королём, создал серию контрапунктических вариаций «Музыкальное приношение». Интерес композитора к тонкостям контрапунктической техники усилился в последние годы благодаря организации в 1738 его учеником Л. Мицлером Общества музыкальных наук, членом которого Б. стал в июне 1747. В конце 1740-х гг. Б. стал терять зрение. Весной 1749 его состояние резко ухудшилось, и спустя год, после двух неудачных операций, композитора не стало.
Творчество Б. – грандиозное завершение музыки барокко, обобщение опыта многих поколений композиторов Германии, Франции и Италии. Оно объединило в себе достижения как духовной (благодаря деятельности М. Лютера музыка и особенно протестантский хорал стали важнейшей частью образования, воспитания и церковной службы), так и светской, в т. ч. придворной, традиции. Б. работал практически во всех жанрах немецкой музыки 1-й половины 18 в. (кроме оперы). Количественно доминируют жанры церковной (духовной) музыки – свыше 750 вокально-инструментальных (кантаты, оратории, пассионы, мессы, Магнификат, мотеты, духовные песни) и органных сочинений. Значительная часть созданного Б. в области вокально-инструментальных жанров утеряна: из 5 годовых кантатных циклов на все воскресные и праздничные дни сохранились лишь первые два (около 200 кантат). Влияния светской (в т. ч. оперной) и церковной традиций скрестились в кантатах; большинство их открывается полифонически разработанным вводным хором, как правило построенным на мелодии хорала, и завершается простым 4-голосным пением того же хорала (вероятно, предполагалось участие прихожан). Средними и связующими частями служат сольные арии да капо в итальянском стиле (также вокальные ансамбли) в сопровождении оркестра и/или солирующих инструментов, речитативы, ариозо, хоры, в т. ч. свободные от хоральной основы. Те же композиционные принципы лежат в основе «Страстей по Иоанну» (1724), «Страстей по Матфею» (1727) и «Рождественской оратории» (1734; представляет собой цикл из 6 кантат) – их многоплановая драматургия включает монументальные хоры, хоралы, арии на свободно сочинённые стихи и короткие хоровые реплики на тексты Евангелий, а также речитативы рассказчика-евангелиста. Месса h-moll (1749) – величественное произведение с каноническим латинским текстом католической службы, но поистине вселенское по духовному значению (имеются заимствования из собственных протестантских кантат).
Стиль органной музыки Б. в главных чертах сложился уже в его юные годы (к 1702–03) как сплав основных органных традиций Германии – средненемецкой (Эйзенах, Эрфурт, Ордруф) и северонемецкой (Гамбург, Любек, Люнебург), более щедрой в использовании экспрессивных и красочных средств. Следование им не раз вызывало нарекания со стороны церковного начальства в годы службы Б. в Тюрингии. Прекрасно зная технологию органостроения, выразительные возможности органа и обладая виртуозной исполнительской техникой, Б. своими органными сочинениями и искусством импровизации заслужил восхищение современников разных поколений. Органные прелюдии и фуги, токкаты и фуги, Пассакалия c-moll, 3-й том сборника «Клавирные упражнения» («Clavierübung», Bd 3, 1739; традиционное название – «Органная месса»), другие хоральные обработки, Фантазия и фуга g-moll BWV 542 (ок. 1712), трио-сонаты по-прежнему составляют основу концертного репертуара органистов. Б. был непревзойдённым виртуозом и в игре на клавире, знатоком практически всех его разновидностей, способов настройки и различных видов темперации. Вопреки распространённому мнению, Б. не был изобретателем равномерной темперации. Для настройки инструментов он обычно применял одну из «хороших» темпераций А. Веркмейстера, позволявших использовать 24 тональности; такую настройку клавира предполагают 2 тома прелюдий и фуг Б. с общим названием «Хорошо темперированный клавир» (ХТК). Написанные как учебные пособия ХТК и сборник инвенций и «симфоний» (оригинальное название «Aufrichtige Anleitung» – «Искреннее наставление») представляют собой высокохудожественные сочинения. Влияние северонемецкого стиля с его виртуозностью и концертностью ощущается в клавирных прелюдиях и фугах, токкатах и фугах, каприччио, фантазиях (в частности, в Хроматической фантазии и фуге). Б. был одним из композиторов, создавших жанр клавирного концерта (Итальянский концерт для клавира соло, концерты для 1–4 клавиров с оркестром). Общее число произведений Б. для клавира приближается к 300.
Произведения для скрипки, виолончели, флейты, лютни (всего свыше 50, включая сочинения без указания исполнительского состава) во многом определили развитие выразительных средств и техники игры на данных инструментах. Среди них как сольные (6 сонат и партит для скрипки соло, 6 сюит для виолончели соло, Соната для флейты соло), так и ансамблевые произведения (сонаты для скрипки и клавира, сонаты для виолончели и клавира, сонаты для флейты и клавира). Сочинения, написанные в последние годы (3-й и 4-й тома Клавирных упражнений, «Музыкальное приношение», Канонические вариации на рождественский хорал BWV 769, «Искусство фуги», а также Месса h-moll), свидетельствуют о концентрации интересов композитора в области имитационной полифонии и её высших форм – канона и фуги. В этой группе сочинений (как и во всём творчестве Б.) было принято видеть лишь итог достижений музыки барокко. Композиторы следующего поколения, включая сыновей великого мастера, прокладывали новые пути, и творчество Б. более полувека считалось устаревшим. В 1811 в репертуар Берлинской певческой академии вошла Месса h-moll. Руководитель академии К. Ф. Цельтер рассматривал это сочинение Б. как «величайший шедевр, который мир когда-либо видел» (первое публичное исполнение Мессы состоялось силами той же академии под руководством К. Ф. Рунгенхагена в 1835). Возрождению музыки Б. способствовало исполнение в Берлине в 1829 «Страстей по Матфею» под управлением Ф. Мендельсона. Воздействие Б. на музыку 19–20 вв. было огромным, однако контрапунктическая техника и искусство фуги никогда более не поднимались на ту высоту, которой они достигли в его творчестве.