БЁКЛИН АРНОЛЬД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЁКЛИН (Böcklin) Арнольд (19.10.1827, Базель – 16.1.1901, Сан-Доменико-ди-Фьезоле, Италия), швейц. живописец. Учился в АХ в Дюссельдорфе у И. В. Ширмера (1845–47), в Женеве у А. Калама (1847). В 1850–57 (также в 1860–1880-е гг. и с 1892) работал в Италии, войдя в кружок «немецких римлян» (А. Фейербах и др.), творивших в русле неоидеализма. Б. был дружен с историком Я. Буркхардтом, подобно ему, остро ощущал кризисное состояние современной ему европ. цивилизации.
Постоянным фоном в картинах, а нередко и гл. темой творчества Б. был пейзаж, полный историко-мифологич. реминисценций («Разрушенный замок», 1847, Гос. музеи, Берлин; варианты картин «Вилла у моря», 1860–70-е гг., Галерея Шака, Мюнхен). Значит. место в полотнах Б. занимали фигуры античных божеств («Пан, пугающий пастуха», 1860, Галерея Шака, Мюнхен; «Одиссей и Калипсо», 1882, и «Игра наяд», 1886, оба – Худож. музей, Базель). Античность у Б. предстаёт не идиллической, а стихийно-грозной, как и в созвучной творчеству Б. философии Ф. Ницше. Преобразуя влияния позднего романтизма, дюссельдорфской школы и К. Коро, Б. обновил поэтику «героического пейзажа», придавая ему тревожную таинственность и превращая его в зримый рубеж потустороннего мира. Так, в его знаменитой картине «Остров мёртвых» (1880–86, варианты в музеях Базеля, Лейпцига, Берлина и Нью-Йорка) средиземноморский пейзажный мотив преображён в сумрачные «врата аида», куда направляется ладья Харона.
Обращался также к историч. и религ. мотивам, писал портреты («Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке», 1872, Гос. музеи, Берлин), занимался скульптурой и настенной живописью. В поздних его картинах важную роль исполняют персонифицированные аллегории («Война», 1896–97, варианты в музеях Дрездена и Цюриха; «Чума», 1898, Худож. музей, Базель). Творчество Б. оказало большое влияние на формирование символизма и стиля модерн в Германии, позднее наложило свой отпечаток на метафизическую живопись. Картина Б. «Остров мёртвых» вдохновила С. В. Рахманинова на создание одноим. симфонич. поэмы (1909).