Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЁКЛИН АРНОЛЬД

Авторы: М. Н. Соколов

БЁКЛИН (Böcklin) Ар­нольд (19.10.1827, Ба­зель  16.1.1901, Сан-До­ме­ни­ко-ди-Фье­зо­ле, Ита­лия), швейц. жи­во­пи­сец. Учил­ся в АХ в Дюс­сель­дор­фе у И. В. Шир­ме­ра (184547), в Же­не­ве у А. Ка­ла­ма (1847). В 185057 (так­же в 18601880-е гг. и с 1892) ра­бо­тал в Ита­лии, вой­дя в кру­жок «не­мец­ких рим­лян» (А. Фей­ер­бах и др.), тво­рив­ших в рус­ле не­ои­деа­лиз­ма. Б. был дру­жен с ис­то­ри­ком Я. Бурк­хард­том, по­доб­но ему, ост­ро ощу­щал кри­зис­ное со­стоя­ние со­вре­мен­ной ему ев­роп. ци­ви­ли­за­ции.

По­сто­ян­ным фо­ном в кар­ти­нах, а не­ред­ко и гл. те­мой твор­че­ст­ва Б. был пей­заж, пол­ный ис­то­ри­ко-ми­фо­ло­гич. ре­ми­нис­цен­ций («Раз­ру­шен­ный за­мок», 1847, Гос. му­зеи, Бер­лин; ва­ри­ан­ты кар­тин «Вил­ла у мо­ря», 186070-е гг., Га­ле­рея Ша­ка, Мюн­хен). Зна­чит. ме­сто в по­лот­нах Б. за­ни­ма­ли фи­гу­ры ан­тич­ных бо­жеств («Пан, пу­гаю­щий пас­ту­ха», 1860, Га­ле­рея Ша­ка, Мюн­хен; «Одис­сей и Ка­лип­со», 1882, и «Иг­ра на­яд», 1886, оба  Ху­дож. му­зей, Ба­зель). Ан­тич­ность у Б. пред­ста­ёт не идил­ли­че­ской, а сти­хий­но-гроз­ной, как и в со­звуч­ной твор­че­ст­ву Б. фи­ло­со­фии Ф. Ниц­ше. Пре­об­ра­зуя влия­ния позд­не­го ро­ман­тиз­ма, дюс­сель­дорф­ской шко­лы и К. Ко­ро, Б. об­но­вил по­эти­ку «ге­рои­че­ско­го пей­за­жа», при­да­вая ему тре­вож­ную та­ин­ст­вен­ность и пре­вра­щая его в зри­мый ру­беж по­тус­то­рон­не­го ми­ра. Так, в его зна­ме­ни­той кар­ти­не «Ост­ров мёрт­вых» (188086, ва­ри­ан­ты в му­зе­ях Ба­зе­ля, Лейп­ци­га, Бер­ли­на и Нью-Йор­ка) сре­ди­зем­но­мор­ский пей­заж­ный мо­тив пре­об­ра­жён в су­мрач­ные «вра­та аи­да», ку­да на­прав­ля­ет­ся ла­дья Ха­ро­на.

А. Бёклин. «Остров мёртвых». 1880. Музей изобразительных искусств (Лейпциг).

Об­ра­щал­ся так­же к ис­то­рич. и ре­лиг. мо­ти­вам, пи­сал порт­ре­ты («Ав­то­порт­рет со Смер­тью, иг­раю­щей на скрип­ке», 1872, Гос. му­зеи, Бер­лин), за­ни­мал­ся скульп­ту­рой и на­стен­ной жи­во­пи­сью. В позд­них его кар­ти­нах важ­ную роль ис­пол­ня­ют пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ные ал­ле­го­рии («Вой­на», 1896–97, ва­ри­ан­ты в му­зе­ях Дрез­де­на и Цю­ри­ха; «Чу­ма», 1898, Ху­дож. му­зей, Ба­зель). Твор­че­ст­во Б. ока­за­ло боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние сим­во­лиз­ма и сти­ля мо­дерн в Гер­ма­нии, позд­нее на­ло­жи­ло свой от­пе­ча­ток на ме­та­фи­зи­че­скую жи­во­пись. Кар­ти­на Б. «Остров мёрт­вых» вдох­но­ви­ла С. В. Рах­ма­ни­но­ва на соз­да­ние од­но­им. сим­фо­нич. поэ­мы (1909).

Лит.: Ни­ко­лае­ва Н. А. Бёк­лин. М., 1913; A. Böcklin. (Kat.). Ba­sel, 1977; Andree R. A. Bö ck­lin: die Gemä lde. 2. Aufl. Basel; Mü nсh., 1998; А. Бёк­лин. М., 2001.

Вернуться к началу