ДЮССЕЛЬДО́РФСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЮССЕЛЬДО́РФСКАЯ ШКО́ЛА, одна из наиболее значительных школ нем. живописи 19 в. Сложилась после преобразования АХ в Дюссельдорфе в Королевскую АХ (1819). Первые директора АХ – П. фон Корнелиус (1819–26) и В. Шадов (1826–59) – принадлежали к назарейцам и поддерживали консервативно-романтич. направление в Д. ш. (историч. живописцы Э. Бендеманн, К. Ф. Зон, К. Ф. Лессинг, А. Ретель, Г. А. Штильке); ему противостояло развивавшееся под влиянием бидермайера реалистич. движение, которое и принесло Д. ш. междунар. известность (мастера бытового жанра И. П. Хазенклевер, В. Й. Хайне, Е. Хильдебрандт, портретисты К. Ф. и В. Зон, пейзажисты А. и О. Ахенбах, И. В. Ширмер и др.). Реалисты Д. ш., в период Революции 1848 объединившись в худож. союз «Малькастен» («Malkasten»), обратились к социально-политич. тематике и стали основоположниками критического реализма в нем. живописи (К. Хюбнер и др.). С 1850-х гг. мастера Д. ш. изображали местный ландшафт и традиц. крестьянский быт преим. в сентиментальном ключе (Л. Кнаус, Ф. Кельс, Х. Салантен). С сер. 19 в. Д. ш. привлекала мн. иностр. стажёров – из Швейцарии (А. Бёклин, Б. Вотье), Венгрии (М. Мункачи), России (А. П. Боголюбов, Е. Э. Дюккер, И. И. Шишкин), США (Р. К. Вудвилл, И. Дж. Джонсон) и др. стран. Реалистич. течение Д. ш. в кон. 19 – нач. 20 вв. эволюционировало к пленэризму и импрессионизму (колония художников в Ворпсведе, «Зондербунд»). Одновременно развивалась другая тенденция Д. ш., получившая в кон. 19 в. наименование неоидеализма (А. Фейербах, Бёклин, Х. Тома и др.). Отд. мастера Д. ш. продолжали работать вплоть до сер. 20 в., будучи востребованными в Третьего рейха искусстве (А. Кампф).