МУ́НКАЧИ МИХАЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУ́НКАЧИ (Munkácsy; наст. фам. Либ, Lieb) Михай (20.2.1844, Мункач, ныне Мукачево, Украина – 1.5.1900, Эндених, близ Бонна), венг. живописец. Учился у Э. Самоши (1862–63), М. Тана и А. Лигети в Пеште (1863–64), в АХ – в Вене (1864), в Мюнхене (1866–68) у Ш. Вагнера и А. Ойгена и в Дюссельдорфе (1868–70) у Л. Кнауса. В 1868 избрал псевд. «М.». Работал в Будапеште, с 1871 в Париже. Уже в ранний период создавал многофигурные реалистич. полотна, отражающие жизнь в её социальных противоречиях, со всей сложностью психологич. характеристик: «Камера смертника» (1869–70), «Женщины, щиплющие корпию» (1872), «Ночные бродяги» (1873, все – Венг. нац. галерея, Будапешт) и др. Драматич. атмосферу этих сцен усиливает суровый колорит, построенный на светотеневых контрастах. Писал также портреты [жены (1875), худ. Л. Паала (1877), Ф. Листа (1886, см. илл. к ст. Венгрия), все – там же] и пейзажи; благодаря работе на пленэре (в частности, в Барбизоне) палитра М. становится богаче и нюансированнее.
С кон. 1870-х гг. обращается к жанру историч. и религ. картины: «Мильтон, диктующий дочерям поэму "Потерянный рай"» (1878, Нью-Йоркская публичная б-ка), «Умирающий Моцарт» (1886, частное собрание, Детройт); трилогия «Христос перед Пилатом» (1881), «Голгофа» (1884, обе – Венг. нац. галерея) и «Ecce homo» (1896, Историко-этнографич. музей им. Ф. Дери, Дебрецен). После смерти Х. Макарта М. получил заказ на завершение плафонных фресок в здании Худож.-историч. музея в Вене (1884–1890). В эти же годы он исполнил множество картин в духе салонного иск-ва и продолжал работать над пейзажами («Пасущееся стадо», 1882; «Аллея», 1886; «Парк Монсо ночью», 1895, все – Венг. нац. галерея). Среди работ последнего периода наиболее значительны монументальные панно для зала венг. парламента «Обретение родины» (1890–93; см. илл. к ст. Венгрия) и картина «Забастовка» (1895, Венг. нац. галерея).