Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУ́НКАЧИ МИХАЙ

Авторы: Л. С. Алёшина

МУ́НКАЧИ (Munkácsy; наст. фам. Либ, Lieb) Ми­хай (20.2.1844, Мун­кач, ны­не Му­ка­че­во, Ук­раи­на – 1.5.1900, Эн­де­них, близ Бон­на), венг. жи­во­пи­сец. Учил­ся у Э. Са­мо­ши (1862–63), М. Та­на и А. Ли­ге­ти в Пеш­те (1863–64), в АХ – в Ве­не (1864), в Мюн­хе­не (1866–68) у Ш. Ваг­не­ра и А. Ой­ге­на и в Дюс­сель­дор­фе (1868–70) у Л. Кнау­са. В 1868 из­брал псевд. «М.». Ра­бо­тал в Бу­да­пеш­те, с 1871 в Па­ри­же. Уже в ран­ний пе­ри­од соз­да­вал мно­го­фи­гур­ные реа­ли­стич. по­лот­на, от­ра­жаю­щие жизнь в её со­ци­аль­ных про­ти­во­ре­чи­ях, со всей слож­но­стью пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­стик: «Ка­ме­ра смерт­ни­ка» (1869–70), «Жен­щи­ны, щи­п­лю­щие кор­пию» (1872), «Ноч­ные бро­дя­ги» (1873, все – Венг. нац. га­ле­рея, Бу­да­пешт) и др. Дра­ма­тич. ат­мо­сфе­ру этих сцен уси­ли­ва­ет су­ро­вый ко­ло­рит, по­стро­ен­ный на све­то­те­не­вых кон­тра­стах. Пи­сал так­же порт­ре­ты [же­ны (1875), худ. Л. Паа­ла (1877), Ф. Ли­ста (1886, см. илл. к ст. Ве­нг­рия), все – там же] и пей­за­жи; бла­го­да­ря ра­бо­те на пле­нэ­ре (в ча­ст­но­сти, в Бар­би­зо­не) па­лит­ра М. ста­но­вит­ся бо­га­че и ню­ан­си­ро­ван­нее.

М. Мункачи. «Христос перед Пилатом». 1881. Венгерская национальная галерея (Будапешт).

С кон. 1870-х гг. об­ра­ща­ет­ся к жан­ру ис­то­рич. и ре­лиг. кар­ти­ны: «Миль­тон, дик­тую­щий до­че­рям по­эму "По­те­рян­ный рай"» (1878, Нью-Йорк­ская пуб­лич­ная б-ка), «Уми­раю­щий Мо­царт» (1886, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Дет­ройт); три­ло­гия «Хри­стос пе­ред Пи­ла­том» (1881), «Гол­го­фа» (1884, обе – Венг. нац. га­ле­рея) и «Ecce ho­mo» (1896, Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. му­зей им. Ф. Де­ри, Деб­ре­цен). По­сле смер­ти Х. Ма­кар­та М. по­лу­чил за­каз на за­вер­ше­ние пла­фон­ных фре­сок в зда­нии Ху­дож.-ис­то­рич. му­зея в Ве­не (1884–1890). В эти же го­ды он ис­пол­нил мно­же­ст­во кар­тин в ду­хе са­лон­но­го иск-ва и про­дол­жал ра­бо­тать над пей­за­жа­ми («Па­су­щее­ся ста­до», 1882; «Ал­лея», 1886; «Парк Мон­со но­чью», 1895, все – Венг. нац. га­ле­рея). Сре­ди ра­бот по­след­не­го пе­рио­да наи­бо­лее зна­чи­тель­ны мо­ну­мен­таль­ные пан­но для за­ла венг. пар­ла­мен­та «Об­ре­те­ние ро­ди­ны» (1890–93; см. илл. к ст. Ве­нг­рия) и кар­ти­на «За­бас­тов­ка» (1895, Венг. нац. га­ле­рея).

Соч.: Souvenirs: l’enfance. P., 1897; Emlé­keim. Bdpst, 1950; Válogatott levelei. Bdpst, 1952.

Лит.: Malonyay D. Munkácsy M. élete és mun­kái. Bdpst, 1898; Але­ши­на Л. С. М. Мун­ка­чи. М., 1960; Perneczky G. Munkácsy M. Bdpst, 1970; Végváry L. Munkácsy M. Bdpst, 1983; Kürti  K. S. Munkácsy M. Krisztus-trilógiája. Bdpst, 1989.

Вернуться к началу