МА́КАРТ ХАНС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́КАРТ (Makart) Ханс (28.5.1840, Зальцбург – 3.10.1884, Вена), австр. живописец. Занимался в АХ в Вене (1858; с 1879 проф. историч. живописи АХ) и в Мюнхене (1860–65) у К. Т. фон Пилоти. Посетил Лондон, Париж (1862), Рим (1863). Произведения 1860-х гг. написаны в осн. на лит. темы или сюжеты из итал. истории («Послеполуденная беседа знатного венецианского общества», 1863–64, Новая пинакотека, Мюнхен; «Чума во Флоренции», 1868, собрание Шефера, Швайнфурт; «Венеция, чествующая Катерину Корнаро», 1873, Австр. галерея, Бельведер, Вена, и др.). Испытанное М. влияние Пилоти и иск-ва барокко, подражание палитре венецианских мастеров, сильная светотеневая моделировка, обилие костюмированных персонажей, детальная разработка их мимики и жестов, конкретность воспроизведения среды в духе историзма сер. 19 в. придают его большим полотнам неизменную помпезность и велеречивость.
В 1869 М. был приглашён в Вену имп. Францем Иосифом I для исполнения монументально-декоративных работ в новых обществ. зданиях на Рингштрасе. В стилистике салонного академизма исполнены фрески для АХ, «Бургтеатра», Худож.-историч. музея (1881–83), оформление покоев имп. Елизаветы на Вилле Гермеса (ок. 1882) и др. В больших полотнах М. («Дары земли» и «Дары моря», 1870, Лувр, Париж; серия картин «Пять чувств», 1872–79, Австр. галерея, и др.) всегда присутствуют театральный пафос, искусственность цветовых разработок. В женских портретах [М. фон Плах (1870, Австр. галерея), Д. Фурнье-Габийон (1880, Худож.-историч. музей, Вена) и др.] большое внимание уделяется выписанности костюма и аксессуаров. После путешествия в Каир (вместе с Ф. фон Ленбахом, 1875–1876) написал ряд картин на сюжеты из эпохи царицы Клеопатры («Охота на Ниле», 1875–76, Австр. галерея, и др.); пребывание в Антверпене (1876) вдохновило его на создание историч. полотна «Вступление Карла V в Антверпен» (1878, Кунстхалле, Гамбург).