АКАДЕМИ́ЗМ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АКАДЕМИ́ЗМ (франц. académisme), 1) в изобразительном искусстве – худож. направление, базой развития которого служат художественные академии. Ранний А. был ориентирован на закрепление образцов иск-ва античности и Возрождения, противостоя маньеризму. Длительное время осн. эстетич. идеалом А. было творчество Рафаэля и Микеланджело. Позже А.– важная часть худож. культуры, связанная с сохранением традиции и созданием на этой основе проф. школы. Истоки А. – в деятельности Болонской академии, основанной ок. 1585 бр. Карраччи. Образование франц. Королевской академии живописи и скульптуры (1648) связано с развитием классицизма. В 17–18 вв. закреплена иерархия жанров, среди которых основными стали историч. и мифологический. А. развивает условные нормы, замедляющие эволюцию иск-ва. В 1-й пол. 19 в. ему уже активно противостоял романтизм, позже реализм.
Опасность канонизации худож. приёмов и отвлечённая идеализация, свойственные А., наиболее явно проявились в салонном искусстве, против которого активно выступали передвижники в России и импрессионисты во Франции, сторонники других течений новейшего искусства.
2) В истории балета термины «А.» и «академич. танец» иногда используют по отношению к хореографич. иск-ву сер. – 2-й пол. 19 в. во Франции, Италии и России. В балетах франц. хореографов Ж. Мазилье и А. Сен-Леона А. характеризовался стабилизацией крупных танцевальных форм (гран-па, па д’аксьон, па-де-де) и их элементов (вариации, адажио, кода) и одновременно совершенствованием каждого из них, причём сольный танец преобладал над ансамблевым. В России идеи А. развивались в постановках разл. хореографов, особенно М. И. Петипа («Дочь фараона», 1862; «Баядерка», 1877, и др.), где важнейшим худож. средством стало взаимодействие пластич. мотивов в танцах солистов, ансамблей и кордебалета. Хореограф работал с музыкой (Ч. Пуньи, Л. Минкуса и др.), которая не выходила за пределы аккомпанемента танцу. Кульминацией процесса формирования А. в балете стали спектакли, объединённые единством музыки и танца («Спящая красавица» Петипа, 1890, «Щелкунчик» Л. И. Иванова, 1892, оба – музыка П. И. Чайковского; «Раймонда» Петипа, 1898, музыка А. К. Глазунова). На основе достижений А. была развита рус. школа классич. танца, значительно повлиявшая на развитие мирового балетного иск-ва.