Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АКАДЕМИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 319

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Агостино и Аннибале Карраччи. «Триумф Вакха и Венеры». Фреска в палаццо Фарнезе в Риме. 1597–1604.

АКАДЕМИ́ЗМ (франц. académisme), 1) в изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве – ху­дож. на­прав­ле­ние, ба­зой раз­ви­тия ко­то­ро­го слу­жат ху­до­же­ст­вен­ные ака­де­мии. Ран­ний А. был ори­ен­ти­ро­ван на за­кре­п­ле­ние об­раз­цов иск-ва ан­тич­но­сти и Воз­ро­ж­де­ния, про­ти­во­стоя мань­е­риз­му. Дли­тель­ное вре­мя осн. эс­те­тич. идеа­лом А. бы­ло твор­че­ст­во Ра­фа­эля и Ми­кел­анд­же­ло. Поз­же А.– важ­ная часть ху­дож. куль­ту­ры, свя­зан­ная с со­хра­не­ни­ем тра­ди­ции и соз­да­ни­ем на этой ос­но­ве проф. шко­лы. Ис­то­ки А. – в дея­тель­ности Бо­лон­ской ака­де­мии, ос­но­ван­ной ок. 1585 бр. Кар­рач­чи. Об­ра­зо­ва­ние франц. Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры (1648) свя­за­но с раз­ви­ти­ем клас­си­циз­ма. В 17–18 вв. за­кре­п­ле­на ие­рар­хия жан­ров, сре­ди ко­то­рых ос­нов­ны­ми ста­ли ис­то­рич. и ми­фо­ло­ги­че­ский. А. раз­ви­ва­ет ус­лов­ные нор­мы, за­мед­ляю­щие эво­лю­цию иск-ва. В 1-й пол. 19 в. ему уже ак­тив­но про­ти­во­сто­ял ро­ман­тизм, поз­же реа­лизм.

Опас­ность ка­но­ни­за­ции ху­дож. приё­мов и от­вле­чён­ная идеа­ли­за­ция, свой­ствен­ные А., наи­бо­лее яв­но про­яви­лись в са­лон­ном ис­кус­ст­ве, про­тив ко­то­ро­го ак­тив­но вы­сту­па­ли пе­ре­движ­ни­ки в Рос­сии и им­прес­сио­ни­сты во Фран­ции, сто­рон­ни­ки других те­че­ний но­вей­ше­го ис­кусства.

2) В истории ба­ле­та тер­ми­ны «А.» и «ака­де­мич. та­нец» иног­да ис­поль­зу­ют по от­но­ше­нию к хо­ре­о­гра­фич. иск-ву сер. – 2-й пол. 19 в. во Фран­ции, Ита­лии и Рос­сии. В ба­ле­тах франц. хо­рео­гра­фов Ж. Ма­зи­лье и А. Сен-Ле­о­на А. ха­рак­те­ри­зо­вал­ся ста­би­ли­за­ци­ей круп­ных тан­це­валь­ных форм (гран-па, па д’аксьон, па-де-де) и их эле­мен­тов (ва­риа­ции, ада­жио, ко­да) и од­но­вре­мен­но со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем ка­ж­до­го из них, при­чём соль­ный та­нец преоб­ла­дал над ан­самб­ле­вым. В Рос­сии идеи А. раз­ви­ва­лись в по­ста­нов­ках разл. хо­рео­гра­фов, осо­бен­но М. И. Пе­ти­па («Дочь фа­рао­на», 1862; «Бая­дер­ка», 1877, и др.), где важ­ней­шим ху­дож. сред­ст­вом ста­ло взаи­мо­дей­ст­вие пла­стич. мо­ти­вов в тан­цах со­лис­тов, ан­самб­лей и кор­де­ба­ле­та. Хо­рео­граф ра­бо­тал с му­зы­кой (Ч. Пу­ньи, Л. Мин­ку­са и др.), ко­то­рая не вы­хо­ди­ла за пре­де­лы ак­ком­па­не­мен­та тан­цу. Куль­ми­на­ци­ей про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния А. в ба­ле­те ста­ли спек­так­ли, объ­е­ди­нён­ные един­ст­вом му­зы­ки и тан­ца («Спя­щая кра­са­ви­ца» Пе­ти­па, 1890, «Щел­кун­чик» Л. И. Ива­но­ва, 1892, оба – му­зы­ка П. И. Чай­ков­ско­го; «Рай­мон­да» Пе­ти­па, 1898, му­зыка А. К. Гла­зу­но­ва). На ос­но­ве дос­ти­же­ний А. бы­ла раз­ви­та рус. шко­ла клас­сич. тан­ца, зна­чи­тель­но по­вли­яв­шая на раз­ви­тие ми­ро­во­го ба­лет­но­го иск-ва.

Лит. см. при ст. Ху­до­же­ст­вен­ные ака­де­мии.

Лит.: Кра­сов­ская В. М. Рус­ский ба­лет­ный те­атр вто­рой пол. XIX в. Л.; М., 1963.

Вернуться к началу