ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕ́МИИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ АКАДЕ́МИИ, научно-творческие учреждения и высшие художественные школы. Предшественниками офиц. академий были неформальные и почти недокументированные объединения итал. художников кон. 15 в.: т. н. академия Леонардо да Винчи в Милане и академия Сан-Марко Лоренцо Медичи и др. Название академий они заимствовали у объединений гуманистов (см. Гуманизм, в 1-м значении). Первые Х. а. – учреждения возникли в Италии в период Позднего Возрождения: флорентийская Академия рисунка (1563), «Академия вступивших на правильный путь» бр. Карраччи в Болонье (ок. 1582), академия Св. Луки в Риме (1593). Эти объединения художников, возникавшие под покровительством могущественных патронов и существовавшие наряду с худож. мастерскими, стали новыми, отличными от ремесленных цехов корпорациями, которые обеспечивали своим членам более высокий социальный статус, противопоставляя их интеллектуальную деятельность ремесленному труду. В Х. а. происходило формирование нормативной эстетики: отбирались образцы для подражания (преим. работы мастеров Высокого Возрождения), формулировались худож. принципы, разделявшиеся всеми членами (опора на античное наследие, подражание натуре, рисунок как универсальная основа пластических искусств и др.), на этой базе разрабатывалась система обучения. Сходные объединения появлялись и за пределами Италии: т. н. академии К. ван Мандера в Харлеме (1583), Ф. Пачеко в Севилье (1660–74).
В 1648 во Франции возникла первая гос. академия художеств – Королевская академия живописи и скульптуры. В соответствии с принципами абсолютизма она определяла общегосударств. худож. политику, регламентировала худож. жизнь страны (академики получали исключит. право на королевские заказы), устраивала регулярные выставки. Её важнейшей функцией стала образовательная: на основе нормативной эстетики классицизма была разработана многоступенчатая система обучения, включавшая в себя разл. классы и систему премирования лучших учеников. По образцу франц. академии основаны многие АХ: в Вене (1692), Берлине (1696), Копенгагене (1754), Имп. АХ в С.-Петербурге (1764, см. в ст. Российская академия художеств), Королевская академия искусств в Лондоне (1768) и др., а также за пределами Европы: в Мехико (1783), Нью-Йорке (1802).
В 19 в. Х. а. стали массовым явлением. Академиями стали называть себя и частные студии (парижские академии – Сюиса, 1815, Жюлиана, 1867). В 20 в. Х. а. учреждаются в странах Востока (кит. Нац. академия иск-ва в Ханчжоу, 1928, Академия искусств им. Лу Синя в Шэньяне, 1938, и др.). С нач. 19 в. усиливается критика худож. и образоват. принципов Х. а. со стороны представителей новейших течений, которая достигла апогея во 2-й пол. 19 в., когда гос. Х. а. стали рассматриваться как оплот консерватизма и постепенно утратили ведущую роль в качестве образоват. и науч. центров. В нач. 21 в. по всему миру многочисл. гос. и частные Х. а. функционируют как высшие учебные заведения и творческие центры.