МА́НДЕР КАРЕЛ ВАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́НДЕР (Mander) Карел ван [май(?) 1548, Мёлебеке (близ Кортрейка), ныне Бельгия – 11.9.1606, Амстердам], нидерл. художник, писатель, историк и теоретик иск-ва. Представитель романизма и позднего маньеризма. Учился в лат. школе в Тилте, затем у художника и поэта Л. де Хере в Генте (1566–67) и у живописца П. Влерика в Кортрейке и Турне (1568–69). В 1573–77 работал в Италии, в Риме встретил Б. Спрангера и Дж. Вазари, оказавших на него значит. влияние. С 1577 работал в Вене, Брюгге и Кортрейке, в 1581 вернулся на родину, в 1583 поселился в Харлеме, с 1604 работал в Амстердаме.
М. писал фрески, алтарные композиции, историч. («Великодушие Сципиона», 1600, Рейксмюсеум, Амстердам), бытовые («Деревенский праздник», 1600), религ. («Избиение младенцев», 1600), мифологич. и аллегорич. картины («Сад любви», 1602; все – Эрмитаж, С.-Петербург). Некоторые полотна выполнял гризайлью («Потоп», 1583, Музей Ф. Халса, Харлем). Живопись М. схематична и соответствует сформулированным им правилам деления композиции на 3 цветовых и пространственных плана, фризового расположения фигур на пейзажном фоне. В Харлеме М. основал вместе с Х. Голциусом и Корнелисом ван Харлемом первую в Нидерландах худож. академию (1583) для штудий обнажённой модели, среди его учеников был Ф. Халс.
Как литератор М. состоял членом харлемской камеры риторов «Белая гвоздика». Писал поэмы, оды, послания и элегии, духовные стихи, историко-географич. труды. В 1570–73 в Мёлебеке сочинял в стихах драмы на библейские сюжеты и выполнял для них декорации. Как поэт и драматург оказал влияние на Й. ван ден Вондела и Г. А. Бредеро. Перевёл на нидерл. яз. «Буколики» и «Георгики» Вергилия (1597), «Илиаду» Гомера (1611).
Гл. творением М., в котором он соединил свой опыт художника и писателя, стала «Книга о художниках» («Het Schilder-boeck...», 1604), написанная по образцу «Жизнеописаний…» Вазари. Дидактич. цель книги, адресованной ученикам М., определила её 3-частную структуру. В 1-й части, написанной в стихах, изложены теория живописи и практические советы молодым художникам. Во 2-й части представлены жизнеописания античных (на основе глав об иск-ве из «Естественной истории» Плиния Старшего), итал., нидерл. и нем. живописцев. В разделе об итал. живописцах к заимствованиям из «Жизнеописаний…» Вазари М. добавил биографии совр. ему мастеров: Я. Бассано, Ф. Цуккари, Караваджо (о котором М. написал первым) и др. Жизнеописания нидерл. и нем. живописцев – наиболее ценная часть книги. М. рассказывает о художниках 15–16 вв., от Я. ван Эйка, которого он сравнивает с Мазаччо, до Луки Лейденского (сопоставляемого с А. Дюрером), П. Брейгеля Старшего (жизнеописание М. – единственный текстовый источник о художнике) и своих младших современников (А. Блумарт, И. Эйтевал и др.). В последней части книги даны пересказ «Метаморфоз» Овидия и очерк символики и мифологии по образцу «Иконологии» Ч. Рипы (1593), содействовавшие распространению в нидерл. иск-ве мифологич. и аллегорич. сюжетов. Книга М. послужила образцом для мн. сочинений 17–18 вв. в разных странах Европы (И. фон Зандрарта, А. Хоубракена и др.).