ЗА́НДРАРТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗА́НДРАРТ (von Sandrart) Иоахим фон, Старший (12.5.1606, Франкфурт-на-Майне – 14.10.1688, Нюрнберг), нем. историк иск-ва, живописец, график. Учился гравюре в Нюрнберге (1620–22) у П. Иссельбурга, в Праге (до 1623) у Э. Заделера, живописи в Утрехте (с 1623) у Г. ван Хонтхорста, с которым посетил Лондон в 1628. В 1629–35 работал в Италии, занимаясь в осн. экспертизой античной скульптуры, в 1637–44 – в Амстердаме. С 1645 поселился в своём имении Штоккау близ Ингольштадта. В 1651 работал в Вене, в 1670–73 жил в Аугсбурге, с 1673 – в Нюрнберге.
Автор трактата «Немецкая академия благородных искусств зодчества, ваяния и живописи» («L’Academia Todesca della Architectura, Scultura e Pittura: oder Teutsche Academie der edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Kü nste», Bd 1–2, 1675–79; на лат. яз. – 1683), включающего теорию и историю трёх видов иск-ва, основанную на трудах Дж. Вазари и К. ван Мандера, а также перевод «Метаморфоз» Овидия; особую ценность имеют описания европ. худож. коллекций и самостоятельно составленные З. биографии нем. мастеров. Призывая (как и его современник Дж. П. Беллори) художников следовать античным образцам, З. издал также труд по иконографии античной мифологии «Иконология богов...» («Iconologia deorum...», 1680). Худож. творчество З. так же компилятивно, как и его трактаты. Писал историч., мифологич. и аллегорич. полотна, алтарные картины, портреты и пейзажи, резал гравюры на меди, эклектически соединяя влияния утрехтского караваджизма, болонского академизма и школы П. П. Рубенса («Минерва и Сатурн – покровители изящных искусств», 1645, Худож.-историч. музей, Вена; «Отряд стрелков капитана Биккера», Исторический музей, Амстердам). Основоположник нац. истории иск-ва, З. способствовал утверждению в Германии художества как благородного занятия, включению нем. иск-ва в русло общеевропейского развития и становлению нем. классицистич. эстетики до И. И. Винкельмана.