Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗА́НДРАРТ

Авторы: А. М. Муратов
И. Зандрарт. «Ноябрь». 1643. Замок Шлайсхайм (Мюнхен).

ЗА́НДРАРТ (von Sandrart) Ио­а­хим фон, Стар­ший (12.5.1606, Франк­фурт-на-Май­не – 14.10.1688, Нюрн­берг), нем. ис­то­рик иск-ва, жи­во­пи­сец, гра­фик. Учил­ся гра­вю­ре в Нюрн­бер­ге (1620–22) у П. Ис­сель­бур­га, в Пра­ге (до 1623) у Э. За­деле­ра, жи­во­пи­си в Ут­рех­те (с 1623) у Г. ван Хонт­хор­ста, с ко­то­рым по­се­тил Лон­дон в 1628. В 1629–35 ра­бо­тал в Ита­лии, за­ни­ма­ясь в осн. экс­пер­ти­зой ан­тич­ной скульп­ту­ры, в 1637–44 – в Ам­стер­да­ме. С 1645 по­се­лил­ся в сво­ём име­нии Шток­кау близ Ин­голь­штад­та. В 1651 ра­бо­тал в Ве­не, в 1670–73 жил в Аугс­бур­ге, с 1673 – в Нюрн­бер­ге.

Ав­тор трак­та­та «Не­мец­кая ака­де­мия бла­го­род­ных ис­кусств зод­че­ст­ва, вая­ния и жи­во­пи­си» («L’Academia Todesca del­la Architectura, Scultura e Pittura: oder Teuts­che Academie der edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Kü nste», Bd 1–2, 1675–79; на лат. яз. – 1683), вклю­чаю­ще­го тео­рию и ис­то­рию трёх ви­дов иск-ва, ос­но­ван­ную на тру­дах Дж. Ва­за­ри и К. ван Ман­де­ра, а так­же пе­ре­вод «Ме­та­мор­фоз» Ови­дия; осо­бую цен­ность име­ют опи­са­ния ев­роп. ху­дож. кол­лек­ций и са­мо­стоя­тель­но со­став­лен­ные З. био­гра­фии нем. мас­те­ров. При­зы­вая (как и его со­вре­мен­ник Дж. П. Бел­ло­ри) ху­дож­ни­ков сле­до­вать ан­тич­ным об­раз­цам, З. из­дал так­же труд по ико­но­гра­фии ан­тич­ной ми­фо­ло­гии «Ико­но­ло­гия бо­гов...» («Iconologia deorum...», 1680). Ху­дож. твор­че­ст­во З. так же ком­пи­ля­тив­но, как и его трак­та­ты. Пи­сал ис­то­рич., ми­фо­ло­гич. и ал­ле­го­рич. по­лот­на, ал­тар­ные кар­ти­ны, порт­ре­ты и пей­за­жи, ре­зал гра­вю­ры на ме­ди, эк­лек­ти­че­ски со­еди­няя влия­ния ут­рехт­ско­го ка­ра­вад­жиз­ма, бо­лон­ско­го ака­де­миз­ма и шко­лы П. П. Ру­бен­са («Ми­нер­ва и Са­турн – по­кро­ви­те­ли изящ­ных ис­кусств», 1645, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на; «От­ряд стрел­ков ка­пи­та­на Бик­ке­ра», Ис­то­ри­чес­кий му­зей, Ам­стер­дам). Ос­но­во­по­лож­ник нац. ис­то­рии иск-ва, З. спо­соб­ст­во­вал ут­вер­жде­нию в Гер­ма­нии ху­до­же­ст­ва как бла­го­род­но­го за­ня­тия, вклю­че­нию нем. иск-ва в рус­ло об­ще­ев­ро­пей­ско­го раз­ви­тия и ста­нов­ле­нию нем. клас­си­ци­стич. эс­те­ти­ки до И. И. Вин­кель­ма­на.

Лит.: Sponsel J. L. Sandrarts Teutsche Acade­mie, kritisch gesichtet. Dresden, 1896; Kut­ter P. J. von Sandrart als Künstler. Strassburg, 1907; Klemm C. J. von Sandrart: Kunst-Werke und Lebens-Lauf. B., 1986; J. von Sandrart, J. van den Vondel, C. Barlaeus: De maanden van het jaar / Ed. K. Porteman. Wommelgem, 1987.

Вернуться к началу