КАРАВАДЖИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРАВАДЖИ́ЗМ, направление в европ. живописи 17 в. Сформировано в 1-й трети 17 в. работавшими в Риме и Юж. Италии подражателями Караваджо, среди которых были как итал. живописцы (Гверчино и Г. Рени в ранний период их творчества, О. и А. Джентилески, Б. Манфреди, Дж. Б. Караччоло и др.), так и приезжие мастера («утрехтские караваджисты» Х. Тербрюгген, Д. ван Бабюрен, Г. ван Хонтхорст; франц. художники Валантен, С. Вуэ; голл. худ. П. ван Лар, нем. живописец А. Эльсхеймер). Дальнейшее развитие К. не всегда было связано с непосредств. влиянием Караваджо на конкретных мастеров. К сер. 17 в. К. стал общеевропейским движением, оказавшим воздействие на большинство крупнейших мастеров барокко и распространившимся, помимо Италии, во Фландрии (Х. Сегерс, ранний П. П. Рубенс, Т. Ромбаутс, А. Брауэр и др.), Голландии (Ф. Халс, ранний Рембрандт, А. ван Остаде, Я. Вермер и др.), Испании (Х. де Рибера, Ф. Сурбаран, ранний Д. Веласкес) и Франции (Ж. де Латур, «живописцы реальности»).
В К. отразились изменения в восприятии мира, характерные для эпохи барокко, и общий для большинства европ. стран процесс демократизации веры и искусства, отвечающий как духовным запросам широких слоёв гор. населения Европы, так и идеологии Контрреформации с её требованием историч. и чувственной достоверности в изображении священных событий. Основополагающими принципами худож. языка К., проявившимися как в светской, так и в религ. живописи, становятся последовательное обращение к реальной натуре и передача материальной вещественности предметного мира (жанры бодегонес и натюрморт). В целом для К. характерны: интерес к простонародным бытовым сюжетам (сцены в тавернах, драки, картёжные игры и пр.) и типажам (фигуры музыкантов, простолюдинов, святых и мучеников, учителей веры и др.); монументализация обыденного мотива (пристрастие к однофигурным или малофигурным композициям); трактовка религ. истории как жизненного события; активизация светотеневых контрастов в целях драматизации образа; использование «теневой» манеры с резкими перепадами света и контрастом тёмного фона и ярко освещённого первого плана.