ОСТА́ДЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСТА́ДЕ (Ostade) ван, голл. живописцы и графики, братья.
Адриан ван О. (крещён 10.12.1610, Харлем – 27.4.1685, там же), обучался, возможно, у А. Брауэра, чьим влиянием отмечены его ранние работы. Мастер жанровых сцен из крестьянской жизни (деревенские праздники, сцены в трактирах, сельские работы и разнообразные ремесленные занятия, домашний быт), а также отд. жанровых фигур («Странствующий музыкант», 1648, Эрмитаж, С.-Петербург). Убедительные в своём натурализме, эти сцены нередко имели аллегорич. характер (серия «Пять чувств», 1635, там же). В то же время в ранний период изображения людей, предающихся азартным играм, выпивке, дракам и т. п., были связаны со старонидерл. традицией сатиры, изобличающей в образах крестьян пороки человечества в целом («Крестьянская пирушка в таверне», ок. 1635, Старая пинакотека, Мюнхен). Интерьерные сцены начиная с 1640-х гг., возможно под влиянием И. ван Остаде, дополняются пейзажными. В это же время сами интерьеры становятся более глубокими и детализированными, а сцены крестьянской жизни получают несколько иную трактовку: сатирич. тональность сменяется буколической («Чтение новостей в доме ткача», 1673, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). На живописную стилистику мастера повлияли утрехтские караваджисты (см. Караваджизм), у которых была заимствована идея внешнего источника света и неравномерного контрастного освещения, а также Ф. Халс с его свободной манерой письма и открытым мазком. Художник писал стаффажные фигуры в картинах др. мастеров (в т. ч. П. Санредама, Я. ван Рёйсдала). Один из крупнейших голл. рисовальщиков 17 в., он создавал также перовые рисунки, дополненные акварелью, подготовит. штудии чёрным и белым мелом на загрунтованной бумаге, натурные наброски чёрным и красным мелом. После 1670 в его творчестве преобладают законченные акварели, нередко повторяющие темы живописных произведений художника. Крупнейший после Рембрандта голл. мастер офорта.
Исаак ван О. (крещён 2.6.1621, Харлем – похоронен 16.10.1649, там же), учился у своего брата, а также, вероятно, у С. ван Рёйсдала, от которого перенял ряд живописных приёмов. В ранний период писал преим. крестьянские сцены и отд. фигуры в манере своего брата («Интерьер крестьянского дома», 1645, КГ, Берлин). Начиная с 1643 художник осваивает новый стиль, привнесённый в Голландию П. ван Ларом из Италии. Кьяроскуро сменяется ровным дневным освещением, интерьеры – панорамными пейзажами, по-итальянски моделируются объёмы («Путешественники у сельской гостиницы», 1645, Маурицхёйс, Гаага). В 1640-е гг. создавал зимние пейзажи, оживлённые жанровыми сценами («Замёрзшее озеро», 1648, Эрмитаж).