РЁЙСДАЛ ЯКОБ ИСАКС ВАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЁЙСДАЛ (Ruisdael, Ruijsdael) Якоб Исакс ван (1628 или 1629, Харлем – 10.3.1682, Амстердам), голл. живописец, рисовальщик, гравёр. Вероятно, учился у своего дяди С. ван Рёйсдала. Ок. 1656 переехал в Амстердам. Отойдя от узкой жанровой специализации, характерной для голл. пейзажистов 17 в., Р. писал дюны, леса, реки, мор. побережье, сельские виды с водяными мельницами, поля с силуэтами мельниц и соборов, панорамы городов Голландии и Германии, куда совершил путешествие ок. 1650 вместе с Н. Берхемом, после чего в его творчестве появились мотивы горных вершин с замками и водопадами. В ранних работах («Дюнный пейзаж», 1646, Эрмитаж, С.-Петербург) сохраняются мотивы и колористич. решения представителей т. н. тональной фазы в развитии голл. пейзажа (С. ван Рёйсдал, Я. ван Гойен, П. де Молейн и др.); в них Р. тонкими нюансами цвета строит пространство с плавными переходами планов, передаёт световоздушную среду. В 1650-е гг. в живописи Р. появляются сложные композиц. решения, в которых важную роль играет архитектура, придающая картинам монументальность и структурность, рисунок становится более проработанным и точным, усиливаются драматич. эффекты света и тени, цвета становятся более насыщенными («Замок Бентхайм», 1653, Нац. галерея Ирландии, Дублин; «Еврейское кладбище», ок. 1655, Дрезденская КГ; «Ветряная мельница в Вейке близ Дурстеде», 1670, Рейксмюсеум, Амстердам). Всё чаще изображаются переходные, предгрозовые состояния природы, движение объёмных облаков в небе. Диагональные ритмы, множественность цветовых планов создают ощущение активного движения в глубь пространства. Пленэрными качествами отличаются поздние картины Р. («Луч света», 1670-е гг., Лувр, Париж, и др.), среди которых много панорамных видов Харлема (1670-е гг., Маурицхёйс, Гаага, и др.). Р. широко использовал натурные зарисовки – сохранилось ок. 130 работ чёрным мелом (напр., «Лесной пейзаж с прудом», Рейксмюсеум). До 1655 Р. создавал офорты, из которых ныне известны 13 (в т. ч. «Три дуба»). Творчество Р. оказало определяющее влияние на развитие голл. пейзажа 2-й пол. 17 в.; среди его учеников – М. Хоббема.