Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЁЙСДАЛ САЛОМОН ЯКОБС ВАН

Авторы: Н. В. Проказина
С. ван Рёйсдал. «Переправа на пароме в окрестностях Арнема». 1651. Эрмитаж (С.-Петербург).

РЁЙСДАЛ (Ruysdael, Ruijsdael) Са­ло­мон Якобс ван (ок. 1600–03, Нар­ден, близ Ам­стер­да­ма – по­гре­бён 3.11.1670, Хар­лем), голл. жи­во­пи­сец-пей­за­жист. Ро­дил­ся в се­мье крас­но­де­рев­щи­ка Яко­ба ван Гойе­ра (van Gooyer). В 1616 пе­ре­ехал в Хар­лем, где про­ра­бо­тал всю жизнь. Сме­нил фа­ми­лию на Рёйс­дал – по на­зва­нию зам­ка, рас­по­ло­жен­но­го ря­дом с Нар­де­ном и, воз­мож­но, не­ко­гда при­над­ле­жав­ше­го се­мье Р. В ран­них ра­бо­тах про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние Х. Авер­кам­па, Э. ван де Вел­де («Зим­ний пей­заж с ка­таю­щи­ми­ся на конь­ках», 1627, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), а так­же П. де Мо­лей­на и Я. ван Гой­е­на. По­след­ний по­вли­ял на Р. в вы­бо­ре как кру­га мо­ти­вов (реч­ные, мор­ские пей­за­жи, ви­ды сель­ской ме­ст­но­сти с низ­ким го­ри­зон­том, вы­со­ко от­кры­ваю­щим­ся не­бом, уз­кой по­лос­кой зем­ли и не­боль­шим ко­ли­че­ст­вом стаф­фаж­ных фи­гур), так и ху­дож. средств т. н. то­наль­но­го пей­за­жа, дос­тиг­ше­го рас­цве­та в 1630-е гг. в Хар­ле­ме, с его по­сле­до­ват. пе­ре­хо­да­ми пла­нов, ко­то­рые соз­да­ют об­щую све­то­воз­душ­ную ат­мо­сфе­ру, рас­тво­ряю­щую кон­ту­ры объ­ё­мов в тон­ких маз­ках ох­ри­стых, ко­рич­не­ва­тых, зе­лё­ных, се­рых от­тен­ков («Реч­ной пей­заж», 1635, ГМИИ; «Реч­ной пей­заж со ста­ры­ми де­ревь­я­ми», 1633, Мау­риц­хёйс, Гаа­га, и др.). В 1640-е гг. в кар­ти­нах Р. по­яв­ля­ют­ся бо­лее ар­ти­кули­ро­ван­ные ком­по­зи­ци­он­ные рит­мы и диа­го­наль­ные по­строе­ния («Пе­ре­пра­ва у Го­рин­хе­ма», 1646; «Сель­ская до­ро­га», 1648, обе – Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), с 1650-х гг. уси­ли­ва­ет­ся про­странст­вен­ность пей­за­жей, в т. ч. за счёт вклю­че­ния объ­ём­ных ар­хит. мо­ти­вов («Баш­ня у про­ез­жей до­ро­ги», 1660, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен), ко­ло­рит ста­но­вит­ся бо­лее на­сы­щен­ным и яр­ким. Не­смот­ря на по­сто­ян­ст­во жан­ро­вых мо­ти­вов, Р. да­лёк от са­мо­по­вто­ре­ния и стан­дар­ти­за­ции, ка­ж­дый раз пе­ре­да­вая в сво­их ра­бо­тах ощу­ще­ние жи­во­го кон­так­та с при­ро­дой, бла­го­да­ря че­му его кар­ти­ны ка­жут­ся на­пи­сан­ны­ми с на­ту­ры. Кис­ти Р. при­над­ле­жат так­же неск. на­тюр­мор­тов с охот­ничь­и­ми мо­ти­ва­ми, соз­дан­ных в пе­ри­од 1659–62 («На­тюр­морт с под­би­той ди­чью», 1661, Лувр, Па­риж). Его пле­мян­ник – Я. И. ван Рёйс­дал­, сын – ху­дож­ник-пей­за­жист Якоб Са­ло­монс Рёйс­дал (ок. 1629–81).

Лит.: Stechow W. S. van Ruysdael: Eine Ein­führung in seine Kunst, mit kritischem Katalog der Gemälde. 2. Aufl. B., 1975; Levey M. Ruisdael: J. van Ruisdael and other painters of his family. L., 1977; Dutch landscape, the early years: Harlem and Amsterdam, 1590–1650. (Cat.). L., 1986.

Вернуться к началу