Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́РХЕМ НИКОЛАС

Авторы: А. М. Муратов
Н. Берхем. «Итальянский пейзаж на закате». 2-я треть 17 в. Собрание замка Шлайсхайм (Мюнхен).

БЕ́РХЕМ (Berchem) Ни­ко­лас (1.10.1620, Хар­лем  18.2.1683, Ам­стер­дам), голл. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся у сво­его от­ца, мас­те­ра на­тюр­мор­тов Пи­те­ра Кла­са (1597 или 15981661), ис­пы­тал влия­ние П. ван Ла­ра (гла­вы шко­лы бам­боччан­ти). По­се­тил Ита­лию, жил в Ри­ме в 165153; с 1656 ра­бо­тал в Хар­ле­ме (с 1642 чл. гиль­дии св. Лу­ки) и Ам­стер­да­ме (с 1677). Пло­до­ви­тый мас­тер, по­сле­до­ва­тель ро­ма­низ­ма, Б. на­пи­сал ок. 850 кар­тин  в осн. итал. пей­за­жи с пас­то­раль­ны­ми ли­бо ми­фо­ло­гич. сце­на­ми, уде­ляя, по­доб­но К. Лор­ре­ну, осо­бое вни­ма­ние пе­ре­да­че эф­фек­тов ос­ве­ще­ния («Пей­заж с Ла­ва­ном и Ра­хи­лью», 1643, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; «Пей­заж с пас­ту­ха­ми и ста­дом», 1680, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на). Пи­сал так­же кар­ти­ны на ал­ле­го­рич. и ми­фо­ло­гич. сю­же­ты («По­хи­ще­ние Ев­ро­пы», Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург); ос­та­вил св. 500 ри­сун­ков и гра­вюр. Твор­че­ст­во Б., пред­вос­хи­щая отд. чер­та­ми стиль ро­ко­ко, ока­за­ло боль­шое влия­ние на франц. пас­то­раль­ный жанр 18 в.

Лит.: Вип­пер Б. Р. Очер­ки гол­ланд­ской жи­во­пи­си эпо­хи рас­цве­та (1640–1670). М., 1962.

Вернуться к началу