ЛОРРЕ́Н КЛОД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОРРЕ́Н (Lorrain; наст. фам. Желле, Gellée) Клод (1604 или 1605, Шампань, Лотарингия – 23.11.1682, Рим), франц. живописец, график, гравёр. Родился в крестьянской семье; рано осиротев, уехал в Рим (ок. 1617), был слугой, затем учеником живописца А. Тасси. Помимо двухлетнего пребывания в Неаполе (вскоре после приезда в Италию) и в Нанси в 1625–26 (был помощником К. Деруэ), всю жизнь провёл в Риме. Начал получать серьёзные заказы лишь с нач. 1630-х гг. (среди заказчиков – кардиналы Бентивольо, К. де Медичи, А. Джори, папы Урбан VIII и Климент IX, кн. Колонна) и быстро стал любимцем в кругу знатных ценителей живописи. В период становления испытал влияния мастеров бамбоччанти, П. Бриля, А. Эльсхеймера, позднее Аннибале Карраччи, Доменикино, а также И. фон Зандрарта (ставшего первым биографом Л.), по совету которого обратился к наблюдениям за меняющимися эффектами естественного освещения.
Вдохновляясь мотивами итал. природы, Л. создал тип идеального пейзажа, соответствующего нормам классицизма: безупречно построенные монументальные композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, мачтовые корабли) и тщательно выписанным передним планом. В отличие от героич. пейзажей Н. Пуссена, пейзажи Л. воссоздают природу в лирич. ключе, более непосредственно выражая оттенок личного переживания; в них много света, воздуха, простора, безмятежного покоя. Пространство распахивается от затенённого переднего плана в прозрачную даль; источник света, помещённый у горизонта, озаряет высветленное небо – свет льётся как бы из глубины. По преданию, человеческие фигуры в композициях на религ., мифологич. и лит. темы (по произведениям Овидия, Вергилия) Л. поручал писать др. художникам, но, благодаря его общему замыслу, природа и люди находились в определённой образной взаимосвязи, а фигуры не превращались в простой стаффаж.
В ранний период творчества Л. несколько перегружал пейзажи архит. мотивами и деталями, утяжелял передний план коричневатыми тонами (исполненные по заказу исп. короля Филиппа IV парные композиции – «Нахождение Моисея» и «Погребение св. Серафины», 1637–39; «Отплытие св. Павла в Святую Землю», ок. 1639, все – Прадо, Мадрид; «Отплытие св. Урсулы», 1641, Нац. галерея, Лондон). Со временем восприятие природы Л. становится всё более эмоциональным, его интересуют её изменения в зависимости от времени дня (цикл «Четыре времени суток», 1661–72, Эрмитаж, С.-Петербург; «Очарованный замок», 1664, Нац. галерея, Лондон). Нередко варьируя схожие мотивы, Л. особенно любил изображать бескрайние просторы лазоревого моря, уютные гавани, бегущую по волнам солнечную дорожку («Пейзаж с Ацисом и Галатеей», 1657, Дрезденская КГ; «Морская гавань при восходе солнца», 1674, Старая пинакотека, Мюнхен, и др.). Величию природы вторит красота древних сооружений, стоящих у кромки воды.
Живое и непосредственное чувство природы ярко проявилось в пейзажных набросках Л. с натуры, сделанных во время прогулок по окрестностям Рима [известно ок. 1300 его законченных рисунков, в т. ч. альбом «Liber veritatis» («Книга истины») в Брит. музее, Лондон]. Исполнил также ок. 40 пасторальных гравюр (до 1642). И. В. Гёте писал, что в картинах Л. «нет и следа повседневной реальности… но есть высшая правда». Вплоть до 1-й пол. 19 в. картины Л. оставались образцами для мастеров пейзажной живописи (У. Тёрнер и др.).