Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЁРНЕР ТЕРНЕР УИЛЬЯМ

У. Тёрнер. «Последний рейс фрегата "Отважный"». 1838. Национальная галерея (Лондон).

ТЁРНЕР, Тер­нер (Turner) Уиль­ям (Джо­зеф Мал­лорд Уиль­ям) (23.4.1775, Лон­дон – 19.12.1851, там же), англ. жи­во­пи­сец и гра­фик, чл. Ко­ро­лев­ской АХ в Лон­до­не (1802). Ро­дил­ся в се­мье па­рик­махе­ра. Учил­ся в АХ (1789–93); од­но­вре­мен­но ра­бо­тал для гра­вё­ра Дж. Сми­та, рас­кра­ши­вая от­тис­ки. Мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Анг­лии (ис­пол­нял «то­по­гра­фи­че­ские» ак­ва­ре­ли и ри­сун­ки), по­се­тил Фран­цию и Швей­ца­рию (1802), Гол­лан­дию, Бель­гию и Гер­ма­нию (1817), Ита­лию (1819 и 1828). Под влия­ни­ем голл. и франц. пей­за­жи­стов 17 в. пе­ре­шёл к бо­лее сво­бод­ной жи­во­пис­ной ма­не­ре (кар­ти­на «Ры­ба­ки в мо­ре», 1796, га­ле­рея Тейт, Лон­дон). Один из ве­ду­щих мас­те­ров ев­роп. ро­ман­тиз­ма, Т. – вслед за Н. Пус­се­ном и К. Лор­ре­ном – не­ред­ко со­еди­нял пей­заж с ис­то­рич., биб­лей­ским или ми­фо­ло­гич. сю­же­том («Ко­раб­ле­кру­ше­ние», 1805; «Снеж­ная бу­ря: Ган­ни­бал, пе­ре­хо­дя­щий Аль­пы», 1812, обе – га­ле­рея Тейт; «Ди­до­на стро­ит Кар­фа­ген», 1815, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; «Ве­не­ция. Сан Джорд­жо на вос­ходе солн­ца», 1819, Брит. му­зей, Лон­дон, и др.). Зре­лый стиль Т., стрем­ле­ние вос­соз­дать сти­хию дви­жу­ще­го­ся све­та и цве­та, му­зы­каль­ность ко­ло­ри­та про­яви­лись в кар­ти­нах, на­пи­сан­ных в 1829–37 в име­нии гра­фа Эг­ре­мон­та Пе­ту­орт-ха­ус («Улисс и По­ли­фем», 1829, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; и др.). По­сте­пен­но от­хо­дя от клас­си­ци­стич. гар­мо­ний Лор­ре­на, Т. при­да­ёт сво­им ком­по­зи­ци­ям всё бо­лее ус­лож­няю­щую­ся про­стран­ст­вен­ную и ко­ло­ри­стич. струк­ту­ру. В мас­ля­ную жи­во­пись он прив­нёс «ак­ва­рель­ность» свет­лой па­лит­ры, про­зрач­ность маз­ка; в то же вре­мя его ак­ва­ре­ли ста­но­ви­лись бо­лее на­сы­щен­ны­ми и све­то­нос­ны­ми. Осо­бой сво­бо­дой тех­ни­ки и ди­на­мич­но­стью от­ли­ча­ют­ся позд­ние пей­за­жи Т., по­стро­ен­ные на кон­тра­стах воз­душ­ных мер­цаю­щих то­нов, рас­тво­ряю­щих очер­та­ния пред­ме­тов. При­ро­да у Т. пред­ста­ёт все­гда в пре­тво­рён­ном ви­де; его не­из­мен­но вле­чёт пе­ре­да­ча эф­фек­тов при­род­ных сти­хий – та­ких, как шторм, дождь, ме­тель или огонь [«По­жар Пар­ла­мен­та» (1835, Ху­дож. му­зей, Клив­ленд), «Па­рус­ник, при­бли­жаю­щий­ся к бе­ре­гу» (ок. 1840–45, га­ле­рея Тейт; см. илл. к ст. Ве­ли­ко­бри­та­ния), «Дождь, пар и ско­рость» (1844, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; см. илл. к ст. Пей­заж) и др.]. Ро­ман­тич. об­ра­зы при­ро­ды у позд­не­го Т. ро­ж­да­ют­ся из спон­тан­ной мо­щи кра­соч­но­го хао­са, сво­бод­но­го маз­ка и не­ред­ко упо­доб­ля­ют­ся ви­зио­нер­ским ви­де­ни­ям. Т. не­ред­ко рас­смат­ри­ва­ют как пред­ше­ст­вен­ни­ка им­прес­сио­низ­ма, хо­тя его твор­че­ст­во ос­но­ва­но не на фик­са­ции мо­менталь­ных «впе­чат­ле­ний», но на по­ни­ма­нии пей­за­жа как от­ра­же­ния борь­бы при­род­ных сил, по­ро­ж­даю­щих «те­ат­раль­ные» све­то­воз­душ­ные и цве­то­вые эф­фек­ты. Т. мно­го ра­бо­тал в тех­ни­ке гра­вю­ры (аль­бом «Liber Studiorum», 1807–19, и др.); ил­лю­ст­ри­ро­вал про­из­ве­де­ния В. Скот­та, Дж. Бай­ро­на и др. англ. пи­са­те­лей. За­ве­щал го­су­дар­ст­ву 282 кар­ти­ны и св. 19 тыс. ак­ва­ре­лей и ри­сунков. Пре­по­да­вал в Ко­ро­лев­ской АХ в Лон­до­не (1807–28, проф.).

Лит.: Не­кра­со­ва Е. А. Тер­нер. М., 1976; Ni­cholson K. J. M. W. Turner’s images of anti­quity, classical narrative and classical landscape. Ann Arbor, 1977; Wilton A. The life and work of J. M. W. Turner. L., 1979; idem. Turner in his time. L., 2006; Butlin M., Joll E. The paintings of J. M. W. Turner. New Haven; L., 1984. Vol. 1–2; Lindsay J. Turner: the man and his art. L., 1985.

Вернуться к началу