ХАЛС ХАЛЬС ФРАНС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАЛС, Хальс (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен – август 1666, Харлем), голл. живописец. Учился у К. ван Мандера (ок. 1600–1603). С 1585 жил в Харлеме; посетил Антверпен (1616) и Амстердам (сер. 1630-х гг.). Чл. гильдии Св. Луки (1610) и камеры риторов (1616–25). Х. – преим. портретист, реформатор портретного иск-ва в европ. живописи, значительно расширивший шкалу изображения человеческих чувств. Ему с достоверностью удалось запечатлеть черты жизнерадостного и крепкого духом поколения, которое отстояло независимость своей страны в ходе Нидерландской революции 16 в. Испытал влияние утрехтского караваджизма, а также П. П. Рубенса. Не делал предварит. рисунков к своим портретам: осн. приёмом Х. была техника свободного, темпераментного мазка жидкой краской. Единственное датиров. произведение Х. раннего периода – «Портрет католического священника Я. Заффиуса» (1611, Музей Ф. Халса, Харлем) находится ещё в зависимости от статичных портретов 16 в. Для работ 2-й пол. 1610-х – 1630-х гг. характерны тщательная проработка деталей, сочетающаяся с размашистым свободным мазком, звучная палитра. Известность Х. принесла картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616, там же). Х. реформирует групповой портрет: вводит в произведения сюжетную канву, усиливающую жанровое начало, обеспечивая психологич. и композиц. связь моделей, и впечатление естественности ситуации («Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», ок. 1627, см. илл. к ст. Нидерланды; все – Музей Ф. Халса; «Групповой портрет роты капитана Р. Реала», 1637, Рейксмюсеум, Амстердам). Жанровые портреты стандартны по композиции – приближенные к первому плану погрудные изображения моделей апеллируют непосредственно к зрителю, но отличаются разнообразием тем и связанных с фольклорными традициями образов (дети, музыканты, завсегдатаи кабачков и т. д.), характеризующихся различием темпераментов, остротой мгновенных реакций, активными мимикой и жестами («Весёлое общество», 1616; «Юнкер Рамп и его возлюбленная», 1623; обе – Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Лютнист», ок. 1624–26; «Цыганка», ок. 1628, обе – Лувр, Париж; «Малле-Баббе», Гос. музеи, Берлин, 1633–35; «Мальчик-рыбак», Королевский музей изящных искусств, Антверпен, ок. 1630). В этот период Х. создаёт портреты представителей голл. общества («Улыбающийся кавалер», 1624, собрание Уоллес, Лондон; «Весёлый собутыльник», ок. 1630, Рейксмюсеум; два «Портрета В. ван Хейтхейзена», ок. 1625, Старая пинакотека, Мюнхен; ок. 1635, частное собрание). В 1620-х гг. писал религ. композиции: «Евангелист Лука», «Евангелист Матфей» (оба ок. 1623–25, Музей зап. и вост. иск-ва, Одесса). С сер. 1630-х гг. Х. работает исключительно по заказу харлемских бюргеров. Позы и жесты моделей становятся более сдержанными и лаконичными, психологич. характеристика образов – многоплановой; от многоцветных красочных сочетаний Х. переходит преим. к скупой серо-чёрной гамме, оживлённой белизной воротников и манжет; эскизная манера сменяется плавностью штриха и большей законченностью письма: портреты молодого человека (ок. 1642–50, Эрмитаж, С.-Петербург) и Я. С. ван Веструма (ок. 1645, Нац. галерея, Прага). Поздние произведения Х. сложны по характеристике, пессимистичны по духу, почти монохромны по колориту, исполнены в очень свободной манере («Мужской портрет», ок. 1660, КГ, Кассель; «Регенты богадельни св. Елизаветы в Харлеме», «Регентши богадельни св. Елизаветы в Харлеме», обе 1664, Музей Ф. Халса). Несмотря на прижизненную популярность (особенно в 1630-е гг.), умер в бедности. Творчество Х. оказало влияние на голл. и флам. портретную и жанровую живопись 17 в., в т. ч. на А. Брауэра, бр. А. и И. ван Остаде, Я. Стена. Среди учеников Х. – П. Кодде, Я. Моленар, Ю. Лейстер.