Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАЛС ХАЛЬС ФРАНС

Авторы: Н. А. Истомина
Архив БРЭ Ф. Халс. «Улыбающийся кавалер». 1624. Собрание Уоллес (Лондон).

ХАЛС, Хальс (Hals) Франс (меж­ду 1581 и 1585, Ант­вер­пен – ав­густ 1666, Хар­лем), голл. жи­во­пи­сец. Учил­ся у К. ван Ман­де­ра (ок. 1600–1603). С 1585 жил в Хар­ле­ме; по­се­тил Ан­твер­пен (1616) и Ам­стер­дам (сер. 1630-х гг.). Чл. гиль­дии Св. Лу­ки (1610) и ка­ме­ры ри­то­ров (1616–25). Х. – пре­им. порт­ре­тист, ре­фор­ма­тор порт­рет­но­го иск-ва в ев­роп. жи­во­пи­си, зна­чи­тель­но рас­ши­рив­ший шка­лу изо­бра­же­ния че­ло­ве­че­ских чувств. Ему с дос­то­вер­но­стью уда­лось за­пе­чат­леть чер­ты жиз­не­ра­до­ст­но­го и креп­ко­го ду­хом по­ко­ле­ния, ко­то­рое от­стоя­ло не­за­ви­си­мость сво­ей стра­ны в хо­де Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции 16 в. Ис­пы­тал влия­ние ут­рехт­ско­го ка­ра­вад­жиз­ма, а так­же П. П. Ру­бен­са. Не де­лал пред­ва­рит. ри­сун­ков к сво­им порт­ре­там: осн. приё­мом Х. бы­ла тех­ни­ка сво­бод­но­го, тем­пе­ра­мент­но­го маз­ка жид­кой крас­кой. Един­ст­вен­ное да­ти­ров. про­из­ве­де­ние Х. ран­не­го пе­рио­да – «Порт­рет ка­то­ли­че­ско­го свя­щен­ни­ка Я. Заф­фиу­са» (1611, Му­зей Ф. Хал­са, Хар­лем) на­хо­дит­ся ещё в за­ви­си­мо­сти от ста­тич­ных порт­ре­тов 16 в. Для ра­бот 2-й пол. 1610-х – 1630-х гг. ха­рак­тер­ны тща­тель­ная про­ра­бот­ка де­та­лей, со­че­таю­щая­ся с раз­ма­ши­стым сво­бод­ным маз­ком, звуч­ная па­лит­ра. Из­вест­ность Х. при­нес­ла кар­ти­на «Бан­кет офи­це­ров стрел­ко­вой ро­ты св. Ге­ор­гия» (1616, там же). Х. ре­фор­ми­ру­ет груп­по­вой порт­рет: вво­дит в про­из­ве­де­ния сю­жет­ную кан­ву, уси­ли­ваю­щую жан­ро­вое на­ча­ло, обес­пе­чи­вая пси­хо­ло­гич. и ком­по­зиц. связь мо­де­лей, и впе­чат­ле­ние ес­те­ст­венно­сти си­туа­ции («Бан­кет офи­це­ров стрел­ко­вой ро­ты св. Ге­ор­гия», 1627; «Бан­кет офи­це­ров стрел­ко­вой ро­ты св. Ад­риа­на», ок. 1627, см. илл. к ст. Ни­дер­лан­ды; все – Му­зей Ф. Хал­са; «Груп­по­вой порт­рет ро­ты ка­пи­та­на Р. Реа­ла», 1637, Рейк­смю­се­ум, Ам­стер­дам). Жан­ро­вые порт­ре­ты стан­дарт­ны по ком­по­зи­ции – при­бли­жен­ные к пер­во­му пла­ну по­груд­ные изо­бра­же­ния мо­де­лей апел­ли­ру­ют не­по­сред­ст­вен­но к зри­те­лю, но от­ли­ча­ют­ся раз­но­об­ра­зи­ем тем и свя­зан­ных с фольк­лор­ны­ми тра­ди­ция­ми об­ра­зов (де­ти, му­зы­кан­ты, за­все­гда­таи ка­бач­ков и т. д.), ха­рак­те­ри­зую­щих­ся раз­ли­чи­ем тем­пе­ра­мен­тов, ост­ро­той мгно­вен­ных ре­ак­ций, ак­тив­ны­ми ми­ми­кой и жес­та­ми («Ве­сё­лое об­ще­ст­во», 1616; «Юн­кер Рамп и его воз­люб­лен­ная», 1623; обе – Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; «Лют­нист», ок. 1624–26; «Цы­ган­ка», ок. 1628, обе – Лувр, Па­риж; «Мал­ле-Баб­бе», Гос. му­зеи, Бер­лин, 1633–35; «Маль­чик-ры­бак», Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных искусств, Ан­твер­пен, ок. 1630). В этот пе­ри­од Х. соз­да­ёт порт­ре­ты пред­ста­ви­те­лей голл. об­ще­ст­ва («Улы­баю­щий­ся ка­ва­лер», 1624, со­б­ра­ние Уол­лес, Лон­дон; «Ве­сё­лый со­бу­тыль­ник», ок. 1630, Рейк­смю­се­ум; два «Порт­рета В. ван Хейт­хей­зе­на», ок. 1625, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; ок. 1635, ча­ст­ное со­бра­ние). В 1620-х гг. пи­сал ре­лиг. ком­по­зи­ции: «Еван­ге­лист Лу­ка», «Еван­ге­лист Мат­фей» (оба ок. 1623–25, Му­зей зап. и вост. иск-ва, Одес­са). С сер. 1630-х гг. Х. ра­бо­та­ет ис­клю­чи­тель­но по за­ка­зу хар­лем­ских бюр­ге­ров. По­зы и жес­ты мо­де­лей ста­но­вят­ся бо­лее сдер­жан­ны­ми и ла­ко­нич­ны­ми, пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ка об­ра­зов – мно­го­пла­но­вой; от мно­го­цвет­ных кра­соч­ных со­че­та­ний Х. пе­ре­хо­дит пре­им. к ску­пой се­ро-чёр­ной гам­ме, ожив­лён­ной бе­лиз­ной во­рот­ни­ков и ман­жет; эс­киз­ная ма­не­ра сме­ня­ет­ся плав­но­стью штри­ха и боль­шей за­кон­чен­но­стью пись­ма: порт­ре­ты мо­ло­до­го че­ло­ве­ка (ок. 1642–50, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург) и Я. С. ван Вест­ру­ма (ок. 1645, Нац. га­ле­рея, Пра­га). Позд­ние про­из­ве­де­ния Х. слож­ны по ха­рак­те­ри­сти­ке, пес­си­ми­стич­ны по ду­ху, поч­ти мо­но­хром­ны по ко­ло­ри­ту, ис­пол­не­ны в очень сво­бод­ной ма­не­ре («Муж­ской порт­рет», ок. 1660, КГ, Кас­сель; «Ре­ген­ты бо­га­дель­ни св. Ели­за­ве­ты в Хар­ле­ме», «Ре­гент­ши бо­га­дель­ни св. Ели­за­ве­ты в Хар­ле­ме», обе 1664, Му­зей Ф. Хал­са). Не­смот­ря на при­жиз­нен­ную по­пу­ляр­ность (осо­бен­но в 1630-е гг.), умер в бед­но­сти. Твор­че­ст­во Х. ока­за­ло влия­ние на голл. и флам. порт­рет­ную и жан­ро­вую жи­во­пись 17 в., в т. ч. на А. Брау­эра, бр. А. и И. ван Ос­та­де, Я. Сте­на. Сре­ди уче­ни­ков Х. – П. Код­де, Я. Мо­ле­нар, Ю. Лей­стер.

Лит.: Лин­ник И. Ф. Хальс. Л., 1967; Slive S. F. Hals. L., 1970–1974. Vol. 1–3; Middel­koop N., Grevenstein A. van. F. Hals: Leven, werk, restauratie. Amst.; Haarlem, 1988.

Вернуться к началу