БРА́УЭР БРОУВЕР АДРИАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРА́УЭР, Броувер (Brouwer) Адриан [1605 (или 1606), Ауденарде (?) – до 1.2.1638, Антверпен], флам. живописец. Мастер бытового жанра, представитель демократич. линии в иск-ве флам. барокко. Ок. 1621 переехал в Голландию, работал преим. в Харлеме (ок. 1626–27, возможно, в мастерской Ф. Халса) и Амстердаме. С 1631 жил в Антверпене, где пользовался покровительством П. П. Рубенса (приобретавшего картины Б.; работы мастера ценил и коллекционировал также Рембрандт). Иск-во Б., отражающее с беспощадной правдивостью тёмные стороны нар. жизни, восходит к нидерл. нац. традиции 16 в., к гротескным образам П. Брейгеля Старшего. Писал гл. обр. сцены попоек и драк, курильщиков и картёжников в грязных, мрачных трактирах. Вместе с тем в грубоватых образах простонародья Б. стремился раскрыть человеческое начало, активность и непосредственность, полноту жизненных сил. Некоторая поверхностность, красочная пестрота ранних работ Б. с их подчёркнутой экспрессией мимики и жестов сменяются к 1630-м гг. более глубокими по характеристике произведениями; усиливающийся драматизм изображений окрашивается лирич. чувством художника, динамич. композиция приобретает ясность и лаконизм, колорит обогащается эмоциональной насыщенностью тёплых тонов, лёгкостью воздушных переходов («Драка крестьян при игре в карты», Картинная галерея, Дрезден; «Горький напиток», Штеделевский худож. ин-т, Франкфурт-на-Майне). В поздних работах Б. господствуют лирическая мечтательность настроения, спокойный добродушный юмор («Спящий курильщик», Лувр; «Автопортрет», Маурицхёйс, Гаага). Б. писал также пейзажи (часто ночные), отмеченные интимной, грустной поэзией, драматичностью светотеневых контрастов («Дюнный ландшафт с восходящей луной», Гос. музеи, Берлин). Б. оказал влияние на флам. и голл. иск-во своего времени (Д. Тенирс Младший, А. ван Остаде).