Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕ́МБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН

Авторы: Н. А. Истомина

РЕ́МБРАНДТ Хар­менс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7.1606, Лей­ден – 4.10.1669, Ам­стер­дам), голл. жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик и офор­тист. Ро­дил­ся в се­мье мель­ни­ка ка­то­лич. ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Про­учив­шись год в Лей­ден­ском ун-те (1620), Р. бро­сил его, по­свя­тив се­бя иск-ву. Учил­ся у ка­ра­вад­жи­ста Я. ван Сва­нен­бур­га в Лей­де­не (ок. 1620 – 1624) и ис­то­рич. жи­во­пис­ца П. Ласт­ма­на в Ам­стер­да­ме (1624–25). От­ка­зав­шись от тра­диц. учеб­ной по­езд­ки в Ита­лию, вер­нул­ся в Лей­ден и совм. с Я. Ли­вен­сом от­крыл мас­тер­скую. Осн. жан­ра­ми в твор­че­ст­ве Р. ста­но­вят­ся ре­ли­ги­озно-ми­фо­ло­гич. кар­ти­на и порт­рет. В рам­ках ка­ж­до­го из них мас­те­ра ин­те­ре­су­ют, в пер­вую оче­редь, ин­ди­ви­ду­аль­ный ха­рак­тер че­ло­ве­ка и мно­го­об­ра­зие про­яв­ле­ний его ду­хов­ной жиз­ни. Осо­бое ме­сто в твор­че­ст­ве за­ни­ма­ют ав­то­порт­ре­ты: св. 70 в разл. тех­ни­ках бы­ли соз­да­ны в раз­ные пе­рио­ды жиз­ни, ос­та­вив сво­его ро­да хро­ни­ку жиз­ни ху­дож­ни­ка.

Рембрандт. «Мостик Сикса». Офорт. 1645. Эрмитаж (С.-Петербург).

Про­из­ве­де­ния Р. т.н. лей­ден­ско­го пе­рио­да (1625–31) от­ме­че­ны как влия­нием его учи­те­лей, так и стрем­ле­ни­ем к творч. са­мо­стоя­тель­но­сти. В сво­их ра­бо­тах он ис­поль­зу­ет ка­ра­вад­жи­ст­ские приё­мы, но тра­диц. све­то­тень ста­но­вит­ся у не­го ме­нее кон­тра­ст­ной и бо­лее живо­пис­ной («При­не­се­ние во храм», ок. 1628–29, Кун­ст­хал­ле, Гам­бург; «Глу­пый бо­гач», 1627, КГ, Бер­лин). В этот пе­ри­од Р. меч­та­ет стать ис­то­рич. жи­во­пис­цем, в его ра­бо­тах об­на­ру­жи­ва­ет­ся бо­га­тая фан­та­зия ху­дож­ни­ка, вни­ма­ние к ин­ди­ви­ду­аль­ной че­ло­ве­че­ской внеш­но­сти и из­мен­чи­во­сти ми­ми­ки («По­бие­ние кам­ня­ми св. Сте­фа­на», 1625, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Ли­он; «То­вит и Ан­на», 1626, Рейк­смю­се­ум, Ам­стер­дам; «Из­гна­ние из хра­ма», 1626, ГМИИ; ав­то­порт­ре­ты – 1627, КГ ста­рых мас­теров, Кас­сель; 1629, Рейк­смю­се­ум). Ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ют­ся т. н. tronie – жанр, объ­е­ди­няю­щий порт­рет с ис­то­рич. жан­ром, соз­даю­щий вы­ра­зит. об­раз, со­че­таю­щий ост­рую ин­ди­ви­ду­аль­ность с ха­рак­тер­но­стью («Порт­рет муж­чи­ны в вос­точ­ных одея­ни­ях», 1633, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; «Ари­сто­тель с бюс­том Го­ме­ра», 1653, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк).

Рембрандт. «Вирсавия». 1654. Лувр (Париж).

По­сле пе­ре­ез­да в Ам­стер­дам (1631) на­чал­ся са­мый ус­пеш­ный пе­ри­од в жиз­ни Р.: он стал зна­ме­ни­тым жи­во­пис­цем, на­чал пи­сать за­каз­ные порт­ре­ты. В 1634 же­нил­ся на пат­ри­ци­ан­ке Сас­кии ван Эй­лен­бург, ку­пил дом, вёл ши­ро­кий об­раз жиз­ни, за­ни­мал­ся кол­лек­цио­ни­ро­ва­ни­ем кар­тин, гра­вюр, ан­тич­ной скульп­ту­ры, ору­жия, вост. кос­тю­мов, муз. ин­ст­ру­мен­тов, ко­то­рые час­то изо­бра­жал в сво­их кар­ти­нах. Пе­ри­од 1631–42 в твор­че­ст­ве Р. от­ме­чен наи­боль­шей бли­зо­стью к сти­лю ев­роп. ба­рок­ко (от­час­ти свя­зан­ный с влия­ни­ем П. П. Ру­бен­са): его ра­бо­ты от­ли­ча­ют дра­ма­тизм, бур­ное дви­же­ние, све­то­те­не­вые кон­тра­сты, со­еди­не­ние на­ту­ра­лиз­ма и де­ко­ра­тив­ных эф­фек­тов, чув­ст­вен­но­сти и мо­ну­мен­таль­но­сти, что яр­че все­го про­яви­лось в ре­лиг. и ми­фо­ло­гич. ком­по­зи­ци­ях («Жерт­во­при­но­ше­ние Ав­раа­ма», 1634, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; «Ос­ле­п­ле­ние Сам­со­на», 1636, Ште­де­лев­ский ху­дож. ин-т, Франк­фурт-на-Май­не; «Сня­тие со Кре­ста», 1634; «Да­ная», 1636, обе – Эр­ми­таж). Из­вест­ность мас­те­ру при­нёс груп­по­вой порт­рет «Ана­то­мия док­то­ра Туль­па» (1632, Мау­риц­хёйс, Гаа­га), смы­сло­вым стерж­нем ко­то­ро­го слу­жит пси­хо­ло­гич. един­ст­во дей­ст­вую­щих лиц. Р., от­тал­ки­ва­ясь от тра­ди­ций Ф. Хал­са, ис­пол­ня­ет боль­шое ко­ли­че­ст­во за­каз­ных порт­ре­тов, ве­ли­ко­леп­но пе­ре­даю­щих сход­ст­во и схва­ты­ваю­щих са­мое ха­рак­тер­ное в об­ли­ке мо­де­ли (порт­ре­ты суп­ру­гов Со­лманс, ок. 1634, со­б­ра­ние се­мьи Рот­шильд, Па­риж), об­ра­ща­ет­ся к кос­тю­ми­ро­ван­но­му и те­ат­ра­ли­зо­ван­но­му порт­ре­ту и ав­то­порт­ре­ту («Сас­кия в ви­де Фло­ры», 1634, Эр­ми­таж; «Ав­то­порт­рет с Сас­ки­ей на ко­ле­нях», 1635, Дрез­ден­ская КГ). В этот пе­ри­од Р. ус­пеш­но ра­бо­тал в об­лас­ти офор­та, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с разл. тех­ни­ка­ми (до­пол­нил офорт тех­ни­кой су­хой иг­лы и приё­мом за­тяж­ки; см. илл. к ст. Офорт); соз­дал пер­вые круп­ные гра­вю­ры («Воз­вра­ще­ние блуд­но­го сы­на», 1636; «Хри­стос пе­ред Пи­ла­том», 1636; «Ав­то­порт­рет в бе­ре­те», 1639). В 1630–40-е гг. Р. об­ра­ща­ет­ся к пей­за­жу, раз­ви­вая как тра­ди­цию Х. Се­гер­са в изо­бра­же­нии ро­ман­ти­че­ски взвол­но­ван­ной при­ро­ды («Пей­заж с гро­зой», 1638, Му­зей гер­цо­га Ан­то­на Уль­ри­ха, Бра­ун­швейг; «Пей­заж с мель­ни­цей», ок. 1650, Нац. га­ле­рея иск-ва, Вашинг­тон), так и те­ма­ти­ку ма­лых гол­ланд­цев, с их ин­те­ре­сом к не­при­тя­за­тель­ным угол­кам нац. при­ро­ды («Зим­ний пей­заж», 1646, КГ ста­рых мас­те­ров, Кас­сель).

Рембрандт. «Портрет Титуса, сына художника». Ок. 1655. Музей Бойманса – ван Бёнингена (Роттердам).

С 1642 на­сту­па­ет зре­лый этап в твор­че­ст­ве Р. (до сер. 1650-х гг.). По­сле че­ре­ды лич­ных тра­ге­дий (ут­ра­та бла­го­сос­тоя­ния, смерть ма­те­ри, ма­ло­лет­них де­тей и Сас­кии, ос­та­вив­шей го­до­ва­ло­го сы­на Ти­ту­са) и спа­да его по­пу­ляр­но­сти как ху­дож­ни­ка Р. сбли­зил­ся с сек­той мен­но­ни­тов, про­по­ве­дую­щих сво­бод­ную ин­тер­пре­та­цию Биб­лии. Ре­лиг. кар­ти­ны Р. ста­но­вят­ся ис­тол­ко­ва­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, а не его ил­лю­ст­ра­ци­ей, про­ек­ци­ей собств. чувств ху­дож­ни­ка на из­бран­ный сю­жет. В этот пе­ри­од Р. от­хо­дит от ба­роч­ной сти­ли­сти­ки в сто­ро­ну бо­лее сдер­жан­ной клас­си­ци­зи­рую­щей ма­не­ры. Ме­ня­ет­ся эмо­цио­наль­ный строй его об­ра­зов – по­гру­же­ние в се­бя, ин­тим­ные пе­ре­жи­ва­ния, ед­ва уло­ви­мые от­тен­ки со­стоя­ний при­хо­дят на сме­ну бур­ным про­яв­ле­ни­ям чувств. Боль­ше вни­ма­ния он уде­ля­ет све­то­воз­душ­ным эф­фек­там, ко­ло­ри­ту, жи­во­пис­ной све­то­те­ни. В Свя­щен­ной ис­то­рии Р. ищет вы­со­кие нравств. идеа­лы и по­эзию по­все­днев­ной жиз­ни («Про­ща­ние Да­ви­да с Ио­на­фа­ном», 1642; «Свя­тое се­мей­ст­во», 1645; обе – Эр­ми­таж; «Хри­стос в Эм­мау­се», «Ми­ло­сер­дие са­ма­ри­тя­ни­на», обе 1648, Лувр, Па­риж). Наи­бо­лее мо­ну­мен­таль­ной ра­бо­той это­го вре­ме­ни яв­ля­ет­ся кар­ти­на «Вы­сту­п­ле­ние стрел­ко­вой ро­ты ка­пи­та­на Фран­са Бан­нин­га Ко­ка и лей­те­нан­та Вил­ле­ма ван Рёй­тен­бюр­га» (1642, Рейк­смю­се­ум; тра­диц. оши­боч­ное назв. «Ноч­ной до­зор» воз­ник­ло из-за по­тем­нев­ше­го ла­ка), где груп­по­вой порт­рет ро­ты ам­стер­дам­ских стрел­ков ху­дож­ник пре­вра­тил в на­сы­щен­ную дей­ст­ви­ем ис­то­рич. ком­по­зи­цию, ко­то­рую ожив­ля­ют све­то­те­не­вые кон­тра­сты и яр­кие цве­товые пят­на. Ис­поль­зо­ва­ние све­то­те­ни слу­жит для уси­ле­ния эмо­цио­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти об­раза. Тон­чай­шей све­то­те­не­вой иг­рой и эмо­цио­наль­ной на­сы­щен­но­стью об­раз­но­го строя от­ме­че­на гра­фи­ка 1640–50-х гг. (офор­ты «Хри­стос, ис­це­ляю­щий боль­ных», ок. 1642–46; «Три де­ре­ва», 1643; см. так­же илл. к ст. Гра­вю­ра). В этот пе­ри­од в иск-ве Р. яв­ст­вен­нее вы­сту­па­ет ин­те­рес к ду­хов­ной жиз­ни че­ло­ве­ка, к рас­кры­тию внутр. ми­ра. Он про­дол­жа­ет ра­бо­тать над порт­ре­та­ми; под влия­ни­ем Ра­фа­эля и Ти­циа­на стре­мит­ся пред­ста­вить мо­дель в не­рас­тор­жи­мом един­ст­ве с ок­ру­жаю­щей про­стран­ст­вен­ной сре­дой (порт­рет Я. Силь­виу­са, 1644, Му­зей Валь­рафа – Ри­хар­ца, Кёльн); к наи­бо­лее зна­чит. от­но­сят­ся порт­ре­ты его дру­зей (Я. Сик­са, 1654, Рейк­смю­се­ум; Н. Брей­нин­га, 1652, КГ ста­рых мас­те­ров, Кас­сель). Об­раз но­вой воз­люб­лен­ной Р., Хен­д­ри­кье Стоф­фелс, по­яв­ля­ет­ся во мно­гих кар­ти­нах: «Вир­са­вия» (1654, Лувр), «Ку­паль­щи­ца» (1654, Нац. га­ле­рея, Лон­дон). В 1650-е гг. по­яв­ля­ет­ся тип порт­ре­та-био­гра­фии («Ста­рик в крас­ном», ок. 1652–54, «Ста­рый ев­рей», 1654, обе – Эр­ми­таж).

В 1656 Р. при­знан бан­кро­том; в 1657–1658 его кол­лек­ции, иму­ще­ст­во, дом рас­про­да­ны с мо­лот­ка. Ху­дож­ник пе­ре­ехал в бед­ней­ший евр. квар­тал Ам­стер­да­ма – Ро­зен­грахт. В по­след­нее де­ся­ти­ле­тие твор­че­ст­во Р. дос­ти­га­ет вер­ши­ны и пред­став­ля­ет со­бой син­тез всех ис­ка­ний мас­те­ра. Сво­бод­ная жи­во­пись (рель­еф­ные пас­тоз­ные маз­ки объ­е­ди­ня­ют­ся с тон­чай­ши­ми лес­си­ров­ка­ми) при­об­ре­та­ет у Р. про­стран­ст­вен­ную глу­би­ну, све­то­тень ста­но­вит­ся сред­ст­вом ком­по­зиц. по­строе­ния и рас­кры­тия пси­хо­ло­гич. кол­ли­зий, ко­ло­рит пре­одо­ле­ва­ет мо­но­хром­ность и дос­ти­га­ет макс. слож­но­сти и све­то­нос­но­сти («Ар­так­серкс, Аман и Эс­фирь», 1660, ГМИИ; «Воз­вра­ще­ние блуд­но­го сы­на», ок. 1668–69, Эр­ми­таж, см. илл. к ст. Жи­во­пись). Ла­ко­низ­мом и си­лой ха­рак­те­ри­стик от­ли­ча­ют­ся позд­ние порт­ре­ты Р. (Ти­ту­са, сы­на ху­дож­ни­ка, ок. 1655, Му­зей Бой­ман­са – ван Бё­нинге­на, Рот­тер­дам; «Син­ди­ки», 1662, «Ев­рей­ская не­вес­та», по­сле 1665, обе – Рейк­смю­сеум; Порт­рет И. Дек­ке­ра, 1666, Эр­митаж, ав­то­порт­ре­ты – 1660, Лувр; ок. 1663 и 1669, оба – Нац. га­ле­рея, Лон­дон; ок. 1668, Му­зей Валь­ра­фа – Ри­хар­ца, Кёльн). Круп­ней­ший ев­роп. ху­дож­ник 17 в., Р. по­вли­ял не толь­ко на иск-во уче­ни­ков и ас­си­стен­тов; сре­ди его по­сле­до­ва­те­лей – Г. Дау, Я. Ли­венс, Г. Флинк, Ф. Боль, К. Фаб­ри­ци­ус, С. фон Хог­ст­ра­тен, Н. Мас, А. де Гел­дер и др.

Лит.: Ро­вин­ский Д. А. Пол­ное со­б­ра­ние гра­вюр Рем­бранд­та. СПб., 1890. Т. 1–[4]; Be­nesch О. The drawings of Rembrandt. (Cat.). L., 1954–1957. Vol. 1–6; idem. Rembrandt. Gen., 1957; Лин­ник И. Рем­брандт ван Рейн. М., 1956; Ро­тен­берг Е. И. Рем­брандт Гар­менс ван Рейн. М., 1956; Рем­брандт: Ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра За­пад­ной Ев­ро­пы XVII в. М., 1970; Bredius A. Rembrandt: The complete edition of the paintings / Revised by H. Ger­son. 4th ed. L., 1971; Ла­за­рев В. Н. Ста­рые ев­ропей­ские мас­те­ра. М., 1974; Его­ро­ва К. С. Порт­рет в твор­че­ст­ве Рем­бранд­та. М., 1975; Tüm­pel C. Rembrandt in Selbstzeugnissen und Bild­dokumenten. Reinbek, 1977; Rosenberg J. Rembrandt. 4th ed. Oxf., 1980; Schwartz G. Rembrandt: Zijn leven, zijn schilderijen. Ma­ar­ssen, 1984; White C. Rembrandt as an etcher. 2nd ed. L., 1999; Alpers S. Rembrandt als Unter­neh­mer: Sein Atelier und der Markt. Köln, 2003; Райт К. Рем­брандт. М., 2003; Bahre K. Rembrandt: Genie auf der Suche. Köln, 2006; Гри­горь­ев Р. Г. Рем­брандт-гра­вер. СПб., 2006; он же. Гра­вю­ры Рем­бранд­та из кол­лек­ции Д. А. Ро­вин­ско­го в со­б­ра­нии Эр­ми­та­жа. СПб., 2012.

Вернуться к началу