ГЕ́ЛДЕР АРТ ДЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕ́ЛДЕР (Gelder) Арт (Арент) де (26.10.1645, Дордрехт – 25 или 27.8.1727, там же), голл. живописец и рисовальщик. Первоначально учился у С. ван Хохстратена в Дордрехте, в 1661–67 – в Амстердаме у Рембрандта. Жил в родном городе. В своих картинах на библейские, мифологич., жанровые сюжеты, в портретах следовал своему великому учителю, обнаруживая подчас прямую зависимость от его работ. Так, «Странствующий музыкант» (Эрмитаж, С.-Петербург) написан по рисунку Рембрандта; картина «Се Человек» (1671, КГ, Дрезден) построена по образцу его одноим. офорта; в «Автопортрете» (или «Портрете коллекционера», после 1685, Эрмитаж) изобразил себя с офортом Рембрандта в руках. Картины Г. («Руфь и Вооз», Худож.-историч. музей, Вена; «У врат храма», 1679, Маурицхёйс, Гаага; «Художник в мастерской», 1685, Штеделевский худож. ин-т, Франкфурт-на-Майне; «Лот с дочерьми», ГМИИ, и др.) напоминают рембрандтовские своей эмоциональностью, свободной фактурой, тёплым золотисто-красным колоритом со вспышками ярких пятен оранжевого, нежно-розового, белого, эффектами освещения. Живописная изысканность некоторых его работ предвосхищает иск-во франц. рококо. Причудливой экспрессией отмечен поздний драматич. цикл из 22 картин «Страстей Христовых» (ок. 1715; КГ, Ашаффенбург; Старая пинакотека, Мюнхен; Рейксмюсеум, Амстердам), с их вытянутыми, словно растворяющимися на свету фигурами в асимметричных композициях вертикального формата; необычный образный язык этого цикла не был оценён современниками. В последние годы Г. писал мало («Портрет доктора Х. Бурхаве с женой и дочерью», ок. 1722, Рейксмюсеум, Амстердам). При жизни известность Г., который не продавал своих картин, исчерпывалась пределами его родного города; в 18–19 вв. работы Г. часто считались произведениями Рембрандта.