ДА́У ДОУ ГЕРАРД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДА́У, Доу (Dou) Герард (Геррит) (7.4.1613, Лейден – похоронен 9.2.1675, там же), голл. живописец. Первоначальную подготовку получил у гравёра Б. Долендо и в качестве рисовальщика по стеклу. В 1628–31 учился в Лейдене у Рембрандта и в ранних работах полностью находился под его влиянием, усвоив некоторые внешние приёмы, в т. ч. светотень, использующую эффекты искусств. освещения («Астроном», ок. 1628, Эрмитаж, С.-Петербург; «Рембрандт перед мольбертом», Музей изящных искусств, Бостон, и др.). В 1631 работал в Амстердаме, затем в Лейдене. С 1648 чл. лейденской гильдии живописцев Cв. Луки (один из её основателей), был главой лейденской группы мастеров бытового жанра. Писал в суховатой живописной манере небольшие, перегруженные предметами занимательные жанровые сцены, изображающие горожан («Больная женщина», 1663, Лувр, Париж; «Старушка за чтением», ок. 1660–65, «Торговка сельдями», ок. 1670–75, обе – Эрмитаж), музыкантов, врачей и художников («Молодой скрипач», 1637, Нац. галерея Шотландии, Эдинбург; «Живописец в мастерской», КГ, Дрезден; Автопортрет, ок. 1645, Рейксмюсеум, Амстердам), и натюрморты («Натюрморт с подсвечником и карманными часами», КГ, Дрезден). Излюбленный приём Д. и его последователей, придающий изображению условный характер (близкий «обманкам»), – помещение незатейливой жанровой сцены в обрамление окна или каменной ниши с отдёрнутым занавесом или балюстрадой. Свидетельством прижизненного успеха Д. была выставка 27 его картин, принадлежащих лейденскому коллекционеру Й. де Би (1665), – одна из первых худож. выставок в совр. значении слова.