Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРАВЮ́РА

Авторы: А. М. Муратов

ГРАВЮ́РА (франц. gravure, от graver – вы­ре­зать), вид пе­чат­ной гра­фи­ки, пе­чат­ный от­тиск на бу­ма­ге (или на сход­ном ма­те­риа­ле) с пла­сти­ны («дос­ки»), на ко­то­рую на­не­сён ри­су­нок по­сред­ст­вом гра­ви­ро­ва­ния. Спе­ци­фи­ка Г. – в её ти­раж­но­сти (т. е. воз­мож­но­сти по­лу­чать мно­же­ст­во иден­тич­ных от­тис­ков) и осо­бой сти­ли­сти­ке, обу­слов­лен­ной тех­ни­кой об­ра­бот­ки пе­чат­ной фор­мы. По на­зна­че­нию Г. де­лит­ся на стан­ко­вую (эс­тамп), книж­ную и при­клад­ную (экс­либ­рис и др.). Раз­ли­ча­ют Г. ав­тор­скую и ре­про­дук­ци­он­ную (вос­про­из­во­дя­щую про­из­ве­де­ния жи­во­пи­си или ри­сун­ки). Г. бы­ва­ет цвет­ная и чёр­но-бе­лая (то­но­вая), по­след­няя ино­гда рас­кра­ши­ва­ет­ся вруч­ную ак­ва­ре­лью. Г. мо­гут объ­е­ди­нять­ся в пап­ки, аль­бо­мы, ино­гда пе­ре­пле­тать­ся (ув­раж).

Спо­со­бы об­ра­бот­ки пе­чат­ной фор­мы (кли­ше), с ко­то­рой про­из­во­дит­ся от­тиск, мо­гут быть: ме­ха­ни­че­ски­ми – с при­ме­не­ни­ем сталь­ных ин­ст­ру­мен­тов (гла­дил­ка, гра­ниль­ник, гра­ту­ар, гра­ви­ро­валь­ная иг­ла, ка­чал­ка, ма­ту­ар, пу­ан­сон, ру­лет­ка, стипль, ша­бер, шти­хель и др.) – рез­цо­вая гра­вю­ра, мец­цо-тин­то, су­хая иг­ла; хи­ми­че­ски­ми – с при­ме­не­нием азот­ной ки­сло­ты – ак­ва­тин­та, ла­вис, ли­то­гра­фия, мяг­кий лак, ре­зер­важ. Ме­ха­нич. и хи­мич. спо­со­бы под­го­тов­ки дос­ки не­ред­ко со­че­та­ют­ся (офорт, ка­ран­даш­ная ма­не­ра, трав­ле­ный штрих, пунк­тир­ная ма­не­ра). По ма­те­риа­лу пе­чат­ной дос­ки раз­ли­ча­ют­ся: Г. на ме­тал­ле (ме­ди, цин­ке, ста­ли, оло­ве); Г. на де­ре­ве (кси­ло­гра­фия) – об­рез­ная, или про­доль­ная (для неё при­ме­ня­ют­ся мяг­кие по­ро­ды, напр. ли­па, гру­ша), и тор­цо­вая (твёр­дые сор­та: бе­рё­за, бук, сам­шит, паль­ма); Г. на ли­но­ле­уме (ли­но­гра­вю­ра). С 20 в. ис­поль­зу­ют­ся так­же кар­тон, пла­ст­мас­са, орг­стек­ло.

При ис­пол­не­нии Г. сна­ча­ла грун­ту­ет­ся дос­ка, на ко­то­рую осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­вод под­го­то­ви­тель­но­го ри­сун­ка с бу­ма­ги, за­тем про­ис­хо­дит гра­ви­ро­ва­ние (по­сред­ст­вом ин­ст­ру­мен­тов или трав­ле­ния) и, на­ко­нец, пе­ча­та­ние. В за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кие час­ти дос­ки по­кры­ва­ют­ся крас­кой для пе­ча­ти, раз­ли­ча­ют вы­пук­лую (вы­со­кую), уг­луб­лён­ную (глу­бо­кую) и пло­скую Г. При из­го­тов­ле­нии вы­пук­лой Г. крас­ка на кли­ше на­ка­ты­ва­ет­ся ва­ли­ком, по­сле че­го к не­му прес­сом (ино­гда ва­ли­ком, кос­точ­кой) рав­но­мер­но при­жи­ма­ет­ся бу­ма­га, вос­при­ни­маю­щая крас­ку. В уг­луб­лён­ной Г. крас­ка на­би­ва­ет­ся там­по­на­ми в уг­луб­ле­ния, и дос­ка с на­ло­жен­ной влаж­ной бу­ма­гой про­ка­ты­ва­ет­ся ме­ж­ду ва­ла­ми офорт­но­го стан­ка. При из­го­тов­ле­нии пло­ской Г. (ли­то­гра­фия) пе­чат­ная фор­ма сма­чи­ва­ет­ся во­дой, и на­ка­ты­вае­мая ва­ли­ком крас­ка по­па­да­ет лишь на об­ра­бо­тан­ные во­до­от­тал­ки­ваю­щим ве­ще­ст­вом уча­ст­ки – пе­ча­таю­щие эле­мен­ты, по­сле че­го под дав­ле­ни­ем изо­бра­жение пе­ре­но­сит­ся на бу­ма­гу.

А. Дюрер. «Жена, облачённая в солнце». Ксилография из серии «Апокалипсис». 1498.
А. дель Поллайоло. «Битва обнажённых». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470–75.

Исторический очерк. Г. впер­вые поя­ви­лась в Ки­тае в 6 в. н. э., её про­ис­хо­ж­де­ние бы­ло вы­зва­но по­треб­но­стью в де­шё­вом ти­ра­жи­ро­ва­нии тек­стов и изо­бра­же­ний. Раз­ви­тие тех­ни­ки Г. свя­за­но с ху­дож. ре­мёс­ла­ми (резь­ба по де­ре­ву, на­бой­ка, юве­лир­ное, ору­жей­ное де­ло и т. п.). Ис­то­рия ев­роп. Г. тес­но свя­за­на с ис­то­ри­ей кни­го­пе­ча­та­ния, её рас­про­стра­не­нию спо­соб­ст­во­ва­ло по­яв­ле­ние де­шё­вой бу­ма­ги в 14 в. В Ев­ропе пер­вые Г. (ре­лиг., са­ти­рич. и ал­ле­горич. лис­ты, аз­бу­ки, ка­лен­да­ри, иг­раль­ные и гео­гра­фич. кар­ты, лис­тов­ки, ин­дуль­ген­ции, икон­ные об­ра­зы и др.) поя­ви­лись на ру­бе­же 14 и 15 вв. в Гер­ма­нии и бы­ли вы­пол­не­ны в тех­ни­ке кси­ло­гра­фии. Ок. 1430 воз­ник­ли «блоч­ные» кси­ло­гра­фи­ров. кни­ги, где изо­бра­же­ние и текст вы­ре­за­лись на од­ной дос­ке: так на­ча­лось раз­ви­тие мно­го­ти­раж­ной и ил­лю­ст­ра­тив­ной кси­ло­гра­фии. Ок. 1461 в Гер­ма­нии бы­ла на­пе­ча­та­на пер­вая на­бор­ная кни­га, ил­лю­ст­ри­ро­ван­ная Г. на де­ре­ве (с тех пор ил­лю­ст­ри­рова­ние ста­ло од­ной из глав­ных сфер при­ме­не­ния Г.). Ху­дож. воз­мож­но­сти кси­ло­гра­фии (вы­ра­зи­тель­ность ли­ний и кон­тур­но­го ри­сун­ка) с наи­боль­шей пол­но­той рас­кры­ли мас­те­ра не­мец­ко­го Воз­ро­ж­де­ния: А. Дю­рер и М. Воль­ге­мут. К кон. 15 в. раз­ви­лась книж­ная Г. в Ита­лии (осн. центр – Ве­не­ция).

Цвет­ная кси­ло­гра­фия (кья­ро­ску­ро) впер­вые вы­пол­не­на Л. Кра­на­хом Стар­шим в Гер­ма­нии, но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла в Ита­лии, где её в 1516 за­па­тен­то­вал У. да Кар­пи. Итал. кья­ро­ску­ро варь­и­ру­ет не раз­ные цве­та, а гра­да­ции од­но­го и то­го же то­на, её вы­ра­зи­тель­ность ос­но­ва­на не на ли­нии, а на пят­не и кон­тра­стах све­та и те­ни. Рез­цо­вая Г. на ме­тал­ле воз­ник­ла в 1440-х гг. в Юж. Гер­ма­нии или Швей­ца­рии («Мас­тер иг­раль­ных карт»); ге­не­ти­че­ски она свя­за­на с юве­лир­ным иск-вом. От кси­ло­гра­фии её от­ли­ча­ют бо­лее тон­кая ли­ния, раз­но­об­раз­ная штри­хов­ка, даю­щая воз­мож­ность де­таль­ной мо­де­ли­ров­ки. Вы­даю­щим­ся мас­те­ром этой тех­ни­ки в 15 в. был М. Шон­гау­эр. В Ита­лии А. дель Пол­лай­о­ло и А. Ман­те­нья при­ме­ня­ли па­рал­лель­ную и пе­ре­крё­ст­ную штри­хов­ку, до­би­ва­ясь впе­чат­ле­ния рель­еф­но­сти и мо­ну­мен­таль­но­сти форм. А. Дю­рер со­че­тал ха­рак­тер­ную для нем. Г. юве­лир­ную точ­ность штри­ха с италь­ян­ской пла­стич­но­стью об­ра­зов; тон­ко­стью резь­бы от­ли­ча­ет­ся се­рия кси­ло­гра­фий по ри­сун­кам Х. Холь­бей­на Млад­ше­го «Пля­ска смер­ти» (1538), гра­ви­ро­ван­ных Х. Лют­цель­бур­ге­ром. Во Фран­ции кни­ги ил­лю­ст­ри­ро­ва­лись вы­пук­лы­ми Г. на ме­тал­ле. В нач. 16 в. М. Рай­мон­ди (Ита­лия) при­ме­нил Г. рез­цом для ре­про­ду­ци­ро­ва­ния жи­во­пи­си; ори­ги­наль­ные рез­цо­вые Г. соз­да­ва­ли Лу­ка Лей­ден­ский (Ни­дер­лан­ды) и Ж. Дю­ве (Фран­ция).

«Ангел у Гроба Господня». Иллюстрация к Библии. Торцовая ксилография по рисунку Г. Доре. 1864–66.
Рембрандт. «Три креста». Сухая игла, резец. 1653.

В 17–18 вв. зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лась сфе­ра при­ме­не­ния Г.: ил­лю­ст­ри­ро­ва­лись гео­гра­фич., ана­то­мич. и бо­та­нич. ат­ла­сы, кни­ги; на­ря­ду с кар­ти­ной Г. ста­но­вит­ся сред­ст­вом ук­ра­ше­ния ин­терь­е­ра; де­ше­виз­на сде­ла­ла её наи­бо­лее под­хо­дя­щей тех­ни­кой для ху­дож. пуб­ли­ци­сти­ки (лу­бок вре­мён Ве­ли­кой франц. ре­во­лю­ции, са­ти­рич. се­рии У. Хо­гар­та в Анг­лии). Воз­рос­ла по­треб­ность в ре­про­дук­ци­он­ной гра­фи­ке. На­ря­ду с рез­цо­вой Г. (П. Са­ут­ман, Л. Вор­стер­ман, П. Пон­ти­ус во Флан­д­рии; К. Мел­лан, Р. Нан­тёй во Фран­ции) раз­ви­ва­ют­ся тех­ни­ки, уп­ро­щаю­щие про­цесс гра­ви­ро­ва­ния: мец­цо-тин­то и пунк­тир (Дж. Р. Смит и Ф. Бар­то­лоц­ци в Анг­лии); ак­ва­тин­та, ла­вис и ка­ран­даш­ная ма­не­ра (Ж. Б. Ле­пренс, Ж. Ш. Фран­суа и Ж. Де­мар­то во Фран­ции). Опе­ри­рую­щие пят­ном и то­наль­ными от­но­ше­ния­ми, эти тех­ни­ки об­ла­да­ли вы­со­ки­ми де­ко­ра­тив­ны­ми ка­че­ст­ва­ми и бы­ли хо­ро­шо при­спо­соб­ле­ны для вос­про­из­ве­де­ния жи­во­пи­си и ри­сун­ка. Рез­цо­вая Г. и офорт вы­сту­па­ют час­то в со­че­та­нии (жан­ро­вые сце­ны Д. Хо­до­вец­ко­го – в Гер­ма­нии). Ок. 1780-х гг. Т. Бьюи­ком пу­тём усо­вер­шен­ст­во­ва­ния кси­ло­гра­фии бы­ла соз­да­на тор­цо­вая Г., рас­ши­рив­шая воз­мож­но­сти Г. на де­ре­ве бла­го­да­ря вве­де­нию то­наль­ных пе­ре­хо­дов. В 19 в. тор­цо­вая Г. ста­ла ши­ро­ко при­ме­нять­ся для книж­ной ил­лю­ст­ра­ции (Г. До­ре во Фран­ции, А. фон Мен­цель в Гер­ма­нии). В кон. 18 в. А. Зе­не­фель­де­ром (Гер­ма­ния) бы­ла изо­бре­те­на тех­ни­ка ли­то­гра­фии, ко­то­рая в 19–20 вв. по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние как срав­ни­тель­но де­шёвая и про­стая.

Дж. Б. Пиранези. «Мавзолей Санта-Костанца в Риме».Офорт. 1756.
Кацусика Хокусай. Лист из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи». Цветная ксилография. 1823–29.
Ф. Гойя. Лист № 50 из серии «Капричос». Офорт, акватинта. Издание 1799.

В про­ти­во­по­лож­ность ре­про­дук­ци­он­ным тех­ни­кам раз­ви­ва­ет­ся офорт – од­на из наи­бо­лее гиб­ких тех­ник Г., по­зво­ляю­щая фик­си­ро­вать не­по­средств. впе­чат­ле­ния и до­би­вать­ся жи­во­пис­ных эф­фек­тов. Впер­вые вы­пол­нен­ный Д. Хоп­фе­ром (Гер­ма­ния) в нач. 16 в. офорт бы­ст­ро рас­про­стра­нил­ся (А. Дю­рер, А. Альт­дор­фер в Гер­ма­нии; У. Граф в Швей­ца­рии; Ф. Пар­мид­жа­ни­но в Ита­лии). Г. за­ни­ма­ла важ­ное ме­сто в твор­че­ст­ве мно­гих вы­даю­щих­ся жи­во­пис­цев и ри­со­валь­щи­ков 17–18 вв., ко­то­рые пре­одо­ле­ва­ли ме­ха­нич. при­ро­ду Г., при­да­вая ей им­про­ви­за­ци­он­ность и ин­ди­ви­ду­аль­ность, сбли­жая Г. с ри­сун­ком. Ж. Кал­ло обо­га­тил офорт по­втор­ным трав­ле­ни­ем, бла­го­да­ря ко­то­ро­му уси­ли­ва­лись раз­но­об­ра­зие и мяг­кость пе­ре­хо­дов, со­от­вет­ство­вав­шие гро­те­ск­но­му тра­гиз­му его жан­ро­вых сцен. Х. Се­герс, стре­мясь рас­ши­рить цве­то­вой диа­па­зон офор­та, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с цвет­ной пе­ча­тью. Иск-во офор­та дос­тиг­ло вер­ши­ны в твор­че­ст­ве Рем­бранд­та, ко­то­рый ди­на­ми­кой штри­ха, све­то­те­не­вой по­ли­фо­ни­ей при­да­ёт гра­фи­ке жи­во­пис­ный ха­рак­тер. К офор­ту в 17 в. об­ра­ща­лись К. Лор­рен (Фран­ция) («иде­аль­ные» пей­за­жи, на­по­ён­ные све­том и воз­ду­хом), флам. жи­во­пи­сец А. ван Дейк (пси­хо­ло­гич. порт­ре­ты ари­сто­кра­тов), чеш­ский ху­дож­ник В. Гол­лар («кос­ми­че­ски» бес­пре­дель­ные ар­хит. пей­за­жи) и др. Вы­со­ко­го раз­ви­тия офорт дос­тиг в Гол­лан­дии (ани­ма­ли­стич. офор­ты П. Пот­те­ра, жан­ро­вые – А. ван Ос­та­де, пей­заж­ные – Х. Се­гер­са и Я. ван Рёйс­да­ла). В 18 в. к офор­ту об­ра­ща­лись жи­во­пис­цы (Ж. А. Ват­то и Ж. О. Фра­го­нар во Фран­ции). В этой тех­ни­ке А. Ка­на­лет­то и Дж. Б. Пи­ра­не­зи (Ита­лия) соз­да­ва­ли ве­ду­ты и ка­прич­чио (ар­хит. фан­та­зии). В цик­лах Ф. Гойи со­че­та­ние офор­та с ак­ва­тин­той соз­да­ло но­вый уро­вень вы­ра­зи­тель­ных воз­мож­но­стей. Ро­ман­тич. фан­та­зия У. Блей­ка (Анг­лия) на­шла во­пло­ще­ние в вы­пук­лой Г. на ме­ди, ср.-век. мо­ти­вы «пля­сок смер­ти» – в кси­ло­гра­фи­ях А. Ре­те­ля (Гер­ма­ния). Ху­дож. воз­мож­но­сти ли­то­гра­фии бы­ли осоз­на­ны и реа­ли­зо­ва­ны в твор­че­ст­ве франц. ро­ман­ти­ков Т. Же­ри­ко, Э. Де­лак­руа и осо­бен­но О. До­мье, вы­пол­нив­ше­го ок. 4 тыс. про­из­ве­де­ний в этой тех­ни­ке. Ори­ги­наль­ный офорт воз­ро­ди­ли жи­во­пис­цы, устрем­ле­ни­ям к пле­нэ­ру ко­то­рых со­от­вет­ст­во­ва­ли воз­мож­но­сти этой тех­ни­ки: Э. Де­га, К. Ко­ро, Ф. Мил­ле (Фран­ция); Я. Йон­гкинд (Ни­дер­лан­ды). К не­му об­ра­ща­лись так­же Дж. Уи­ст­лер (США), Л. Ко­ринт, М. Ли­бер­ман (Гер­ма­ния), А. Цорн (Шве­ция).

В 17–19 вв. раз­ви­ва­ет­ся цвет­ная кси­ло­гра­фия в Япо­нии, про­ник­шая ту­да из Ки­тая (где цвет­ная Г. из­ве­ст­на с 16 в.). С 17 в. в Япо­нии соз­да­ют­ся эс­там­пы шко­лы укиё-э [жан­рист Хи­си­ка­ва Мо­ро­но­бу, порт­ре­тист Ки­та­га­ва Ута­ма­ро, в 19 в. – пей­за­жи­сты Ка­цу­си­ка Хо­ку­сай, Ута­га­ва Хи­ро­си­гэ (Ан­до) и др.]. Япон­ская цвет­ная Г. ока­за­ла зна­чит. влия­ние на зап.-ев­роп. жи­во­пись и Г. кон. 19 – нач. 20 вв., её сти­ли­сти­ка ис­поль­зо­ва­лась ев­роп. ху­дож­ни­ка­ми: П. Го­ге­ном во Фран­ции, Ф. Вал­лот­то­ном в Швей­ца­рии и др.

А. П. Остроумова-Лебедева.«Крюков канал». Цветная ксилография.1910.

В кон. 19 в. тех­ни­ки ре­про­дук­ци­он­ной Г. всё боль­ше при­бли­жа­ют­ся к фо­то­ме­ха­нич. ре­про­дук­ции и по­сте­пен­но вы­тес­ня­ют­ся ею. С 1890-х гг., ут­ра­тив при­клад­ное зна­че­ние, воз­ро­ж­да­лась ори­ги­наль­ная (в т. ч. об­рез­ная) кси­ло­гра­фия, ко­то­рая раз­ви­ва­лась в рам­ках сти­ля мо­дерн: стан­ко­вая (О. Ле­пер во Фран­ции) и книж­ная (У. Мор­рис в Анг­лии). На ру­бе­же 19–20 вв. к Г. об­ра­ща­ют­ся как сим­во­ли­сты (Дж. Эн­сор в Бель­гии, М. Клин­гер в Гер­ма­нии), так и реа­ли­сты (Т. Стейн­лен во Фран­ции, Ф. Брэн­гвин в Анг­лии). Кси­ло­гра­фия сыг­ра­ла важ­ную роль в сло­же­нии сти­ли­сти­ки экс­прес­сио­низ­ма (Э. Мунк в Нор­ве­гии, Э. Ноль­де в Гер­ма­нии). Пуб­ли­ци­стич. стра­ст­ность ха­рак­тер­на для К. Коль­виц (Гер­ма­ния) и Ф. Ма­зе­ре­ля (Бель­гия), ис­поль­зо­ва­ние тра­ди­ций на­род­ной Г. – для Х. Г. По­са­да и ху­дож­ни­ков «Мас­тер­ской на­род­ной гра­фи­ки» в Мек­си­ке. Вы­ра­зит. воз­мож­но­сти ли­нии, штри­ха и си­лу­эта в Г. при­вле­ка­ли к ней П. Пи­кас­со, А. Ма­тис­са, Ж. Руо (Фран­ция), Дж. Мо­ран­ди (Ита­лия), Р. Кен­та (США).

В Рос­сии Г. на де­ре­ве рас­про­стра­ни­лась с 16 в. бла­го­да­ря из­да­тель­ской дея­тель­но­сти И. Фё­до­ро­ва, П. Мсти­слав­ца и др. С 17 в. мас­те­ра Ору­жей­ной па­ла­ты соз­да­ют Г. на ме­тал­ле (С. Ф. Уша­ков, А. Трух­мен­ский, Л. К. Бу­нин); па­рал­лель­но раз­ви­ва­ют­ся лу­бок, конк­лю­зия, пе­ча­та­ют­ся «раз­ре­ши­тель­ные гра­мо­ты». В 1-й пол. 18 в. мас­те­ра Гра­ви­ро­валь­ной па­ла­ты Ака­де­мии на­ук рез­цом гра­ви­ру­ют ал­ле­го­рии, ве­ду­ты, ба­та­лии, порт­ре­ты (А. Ф. Зу­бов, И. А. Со­ко­лов, М. И. Ма­ха­ев, Г. Ф. Шмидт). Во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. пре­по­да­ва­те­ли, вы­пу­ск­ни­ки гра­ви­ро­валь­но­го клас­са пе­терб. АХ и её чле­ны соз­да­ют ше­дев­ры порт­рет­ной (Е. П. Че­ме­сов, Н. И. Ут­кин), пей­заж­ной и книж­ной (С. Ф. Га­лак­тио­нов, А. Г. Ух­том­ский, И. В. и К. В. Чес­кие), рез­цо­вой и пунк­тир­ной Г. (Г. И. Ско­ро­ду­мов), при­ме­ня­ют мец­цо-тин­то (И. А. Се­ли­ва­нов) и ла­вис (Н. А. Львов, А. Н. Оле­нин). К офор­ту об­ра­ща­лись ар­хи­тек­то­ры, скульп­то­ры, жи­во­пис­цы (А. Г. Ве­не­циа­нов, О. А. Ки­прен­ский); в офор­те соз­да­ют­ся ка­ри­ка­ту­ры (И. А. Ива­нов, И. И. Те­ре­бе­нёв). Г. очер­ком (ли­не­ар­ную) ис­поль­зо­вал Ф. П. Тол­стой. Ар­хит. пей­заж ли­то­гра­фи­ро­ва­ли А. Е. Мар­ты­нов, П. С. Ива­нов. В 19 в. пре­об­ла­да­ла ре­про­дук­ци­он­ная Г.: тор­цо­вая на де­ре­ве с 1825 (Е. Е. Бер­нард­ский, К. К. Клодт, Л. А. Се­ря­ков), рез­цо­вая на ме­тал­ле (Ф. И. Иор­дан, И. П. По­жа­ло­стин), офорт (Н. С. Мо­со­лов, В. В. Ма­тэ). Ори­ги­наль­ный офорт воз­ро­ди­ли жи­во­пис­цы (И. Е. Ре­пин, В. А. Се­ров, Т. Г. Шев­чен­ко, И. И. Шиш­кин), по ини­циа­ти­ве гра­вё­ра Л. М. Жем­чуж­ни­ко­ва и ис­кус­ст­во­ве­да А. И. Со­мо­ва бы­ло уч­ре­ж­де­но Об-во рус. ак­ва­фор­ти­стов (1871–74). На ру­бе­же 20 в. на­чи­на­ет­ся рас­цвет ав­тор­ской кси­ло­гра­фии (В. Д. Фа­ли­ле­ев, А. П. Ост­ро­умо­ва-Ле­бе­де­ва) и ли­но­гра­вю­ры (В. И. Коз­лин­ский, А. М. Род­чен­ко, В. Ф. Сте­па­но­ва). Воз­ро­ж­да­ет­ся Г. рез­цом (Д. И. Мит­ро­хин), тра­ди­ции реа­ли­стич. Г. на де­ре­ве про­дол­жа­ет И. Н. Пав­лов, клас­си­ци­сти­че­ской – П. А. Шил­лин­гов­ский. В тор­цо­вой Г. в 1910–1920-х гг. ра­бо­та­ли Н. Н. Ку­прея­нов, А. И. Крав­чен­ко, П. Я. Пав­ли­нов, В. А. Фа­вор­ский и ху­дож­ни­ки его шко­лы – А. Д. Гон­ча­ров, Ф. Д. Кон­стан­ти­нов, М. И. Пи­ков и др., во 2-й пол. 20 в. – Д. С. Бис­ти, И. В. Го­ли­цын, Г. Ф. За­ха­ров. Офорт 20 в. пред­став­лен ра­бо­та­ми Е. С. Круг­ли­ко­вой, И. И. Ни­вин­ско­го, С. М. Ни­ки­рее­ва, Б. Ф. Фран­цу­зо­ва. Зна­чит. раз­ви­тия дос­тиг­ла ли­то­гра­фия (Г. С. Ве­рей­ский, Н. А. Тыр­са, Е. И. Ча­ру­шин). С сер. 20 в. рас­про­стра­ни­лась се­рий­ная ли­но­гра­вю­ра, тя­го­тею­щая к экс­прес­сив­ной обоб­щён­но­сти фор­мы, – то­но­вая (А. А. Ушин) и цвет­ная (В. Е. Поп­ков, В. Г. Ста­ров). Ут­ра­тив к 20 в. ре­про­дук­ци­он­ное зна­че­ние, Г. со­хра­ня­ет ху­до­же­ст­вен­ное бла­го­да­ря бо­гат­ст­ву и раз­но­об­ра­зию вы­ра­зит. средств.

Лит.: Ро­вин­ский Д. А. Под­роб­ный сло­варь рус­ских гра­ве­ров XVI–XIX вв. СПб., 1895–1899. Т. 1–2; Delteil L. Le peintre graveur illustré. P., 1906–1930. Vol. 1–30; Гол­лер­бах Э. Ф. Ис­то­рия гра­вю­ры и ли­то­гра­фии в Рос­сии. М.; П., 1923; Кри­стел­лер П. Ис­то­рия ев­ро­пей­ской гра­вю­ры. М.; Л., 1939; Очер­ки по ис­то­рии и тех­ни­ке гра­вю­ры. М., 1941; Рус­ская гра­вю­ра XVI–XIX вв. Л.; М., 1950; Си­до­ров А. А. Древ­не­рус­ская книж­ная гра­вю­ра. М.; Л., 1951; Hillier J. Japanese masters of the colour print. L., 1954; Laran J. L’es­tampe. P., 1959. Vol. 1–2; Ков­тун Е. Ф. Что та­кое эс­тамп. Л., 1963; Япон­ская гра­вю­ра. М., 1963; Bersier J. E. La gravure. P., 1963; Hind A. М. An introduction to a history of woodcut. Boston; L., 1963. Vol. 1–2; idem. A history of engraving and etching... N. Y., 1963; Les plus belles gravures du monde occidental 1410–1914. P., 1966; Adhemar J. La gravure originale au XX siècle. P., 1967; Жу­ров А. П., Треть­я­ко­ва Е. М. Гра­вю­ра на де­ре­ве. М., 1977; Гра­ви­ро­валь­ная па­ла­та Ака­де­мии на­ук XVIII в. Сб. до­ку­мен­тов. Л., 1985; Ту­ро­ва В. В. Что та­кое гра­вю­ра. 3-е изд. М., 1986; Очер­ки по ис­то­рии и тео­рии гра­вю­ры: [В 14 кн.]. М., 1987; Фле­кель М. И. От М. Рай­мон­ди до Ост­ро­умо­вой-Ле­бе­де­вой: Очер­ки по ис­то­рии и тех­ни­ке ре­про­дук­ци­он­ной гра­вю­ры XVI–XX вв. М., 1987; Фа­вор­ский В. А. Ли­тера­тур­но-тео­ре­ти­че­ское на­сле­дие. М., 1988; Опи­са­ние не­сколь­ких гра­вюр и ли­то­гра­фий / Сост. Е. Н. Те­вя­шов. М., 2003; Вес­се­ли И. Э. О рас­по­зна­ва­нии и со­би­ра­нии гра­вюр. М., 2003; Ле­ман И. И. Гра­вю­ра и ли­то­гра­фия: Очер­ки ис­то­рии и тех­ни­ки. М., 2004.

Вернуться к началу