Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАВЛИ́НОВ ПАВЕЛ ЯКОВЛЕВИЧ

Авторы: П. С. Павлинов
П. Я. Павлинов. Портрет Э. Т. А. Гофмана. Гравюра на дереве. 1922.

ПАВЛИ́НОВ Па­вел Яков­ле­вич [12(24).4.1881, С.-Пе­тер­бург – 2.2.1966, Мо­ск­ва], рос. гра­фик, тео­ре­тик ис­кус­ст­ва. Ро­дил­ся в семье мор. офи­це­ра, учил­ся в Мор. ка­дет­ском кор­пу­се (до 1900); брал уро­ки ри­сун­ка и жи­во­пи­си у О. Э. Бра­за (1899–1901). В 1901–03 флаг-офи­цер контр-адм. А. Х. Кри­ге­ра в пла­ва­нии рус. эс­кад­ры в Сре­ди­зем­ном мо­ре. Учил­ся в пе­терб. АХ (1903–06) у И. Е. Ре­пи­на и Д. Н. Кар­дов­ско­го, у Э. Кроп­па – в Мюн­хе­не (1908). С 1911 жил в Мо­ск­ве (в 1922–25 в Сер­гие­вом По­са­де). Чл. Моск. т-ва ху­дож­ни­ков (с 1914; с 1918 пред.), член-уч­ре­ди­тель Проф. сою­за ху­дож­ни­ков-гра­вё­ров (1917–19), объ­еди­не­ния «Че­ты­ре ис­кус­ст­ва» (1924–31). Ра­бо­тал в «Ок­нах РОСТА». Вме­сте с В. А. Фа­вор­ским и К. Н. Ис­то­ми­ным в 1918 соз­дал в сво­ём до­ме Театр ма­рио­не­ток (с 1919 сту­дия Ку­коль­но­го те­ат­ра Нар­ком­про­са; в 1920 пе­ре­ве­де­на в Ка­мер­ный те­атр).

Ра­бо­тал в тех­ни­ках офор­та и ак­ва­тин­ты («Шлюз в Ам­стер­да­ме», 1912), су­хой иг­лы, цвет­ной ли­но­гра­вю­ры («Ко­ни Сан Мар­ко», 1916). Один из мас­те­ров, воз­ро­див­ших иск-во кси­ло­гра­фии (с 1916); со­з­да­вал порт­ре­ты – ска­зи­тель­ни­цы М. Д. Кри­во­по­ле­но­вой (1916), ав­то­порт­рет (1918), пат­ри­ар­ха Ти­хо­на (1919), пи­са­те­лей (се­рия) – Э. Т. А. Гоф­ма­на (1922), А. С. Пуш­ки­на (1924) и др. В книж­ной кси­ло­гра­фии раз­раба­ты­вал но­вые ком­по­зиц. и све­то­вые ре­ше­ния, методы пере­да­чи драматизма, ис­поль­зо­вал экс­прес­сив­ный чёр­ный штрих («Че­ло­век на ча­сах» Н. С. Лес­ко­ва, 1925; «Крас­ное и чёр­ное» Стен­да­ля, 1947–48, и др.). Соз­да­вал ви­ды ста­рой и но­вой Мо­ск­вы (се­рия кси­ло­гра­вюр о строи­тель­ст­ве Мо­ск­вы, 1927), ра­бо­ты на те­мы рус. ис­то­рии («Ду­эль Пуш­ки­на», 1921), экс­либ­ри­сы, ак­ва­ре­ли (пей­за­жи Кры­ма и др.). В 1930-е гг. пе­ре­шёл к ил­лю­ст­ра­ци­ям ту­шью («Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни» М. Ю. Лер­мон­то­ва, 1938–1939, 1941, и др.). Оформ­лял спек­так­ли («Дя­дюш­кин сон» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му, МХАТ, 1929, и др.) и ки­но­филь­мы («Гоб­сек», 1935–36, и др.).

Ав­тор ста­тей о твор­че­ст­ве П. П. Ру­бен­са и Ми­ке­ланд­же­ло, по тео­рии иск-ва («Про­бле­мы зри­тель­ной глу­би­ны в изо­бра­же­нии на плос­ко­сти», 1948, и др.) и пе­да­го­ги­ке. Пре­по­да­вал во Вху­те­ма­се – Вху­теи­не (1921–30; проф. с 1925), По­ли­гра­фич. ин-те (1930–34), МХИ (1934–50); сре­ди уче­ни­ков – А. Д. Гон­ча­ров, В. Н. Го­ря­ев, А. М. Ка­нев­ский, Л. Е. Кер­бель, А. В. Ко­ко­рин, М. В. Ку­прия­нов, Г. Г. Нис­ский, М. И. Пи­ков, Б. И. Про­ро­ков, В. Е. Ци­галь.

Его сын – ху­дож­ник Пётр Пав­ло­вич Пав­ли­нов (1921–2001). Внук – ху­дож­ник Сер­гей Пет­ро­вич Пав­ли­нов (р. 1950).

Лит.: Пав­лов В. В. П. Пав­ли­нов. Л., 1933; Гор­лен­ко Н. А. П. Я. Пав­ли­нов. М., 1967; Ву­ич Л. Гра­вер Пав­линов // Про­ме­тей. М., 1972. Вып. 9; Пуш­кин­ская «Ру­сал­ка» в оформ­ле­нии П. Я. Пав­ли­но­ва // Аль­ма­нах биб­лио­фи­ла. М., 1987. Вып. 23: Ве­нок Пуш­ки­ну; Пав­ли­нов П. С. Книж­ная кси­ло­гра­фия П. Я. Пав­ли­но­ва // Ис­кус­ст­во кни­ги и гра­вю­ра в ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ре. М., 2014.

Вернуться к началу