Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«О́КНА РО́СТА»

Авторы: С. М. Грачёва
«Окна РОСТА». И. А. Малютин. «Где работа идите туда: Первое мая праздник труда». Плакат. 1920.

«О́КНА РО́СТА», «Ок­на са­ти­ры РОСТА», еже­днев­ные аги­тац. пла­ка­ты, соз­да­вав­шие­ся в 1919–21 сов. ху­дож­ни­ка­ми и по­эта­ми, ра­бо­тав­ши­ми в сис­те­ме Рос­сий­ско­го те­ле­граф­но­го агент­ст­ва (РОСТА; ны­не ИТАР-ТАСС). Пла­ка­ты, сде­лан­ные вруч­ную, при по­мо­щи тра­фа­ре­тов (до 200–300 экз.), вы­став­ля­лись в вит­ри­нах ма­га­зи­нов, рас­по­ло­жен­ных в люд­ных мес­тах (от­сю­да их назв. «ок­на»), и пре­вра­ти­лись в свое­об­раз­ную ле­то­пись пе­рио­да Гра­ж­дан­ской вой­ны 1917–22 и ин­тер­вен­ции, ко­гда «из-за ти­по­граф­ской раз­ру­хи у нас не бы­ло ли­то­гра­фий, кра­сок, бу­ма­ги, спе­циа­ли­стов ли­то­граф­ско­го де­ла и т. д.» (П. М. Кер­жен­цев). Пер­вые «О. Р.» поя­ви­лись в Мо­ск­ве в 1919, по ини­циа­ти­ве ху­дож­ни­ка М. М. Че­рем­ных и жур­на­ли­ста Н. К. Ива­но­ва-Гра­ме­на, ра­бо­тав­ших в РОСТА, воз­глав­ляе­мом Кер­жен­це­вым. Вско­ре к ним при­сое­ди­ни­лись В. В. Мая­ков­ский, И. А. Ма­лю­тин, Д. С. Мо­ор. Сна­ча­ла «О. Р.» де­ла­лись в ви­де уве­ли­чен­ных стра­ни­чек са­ти­рич. жур­на­ла, со­стоя­щих из не­сколь­ких са­мо­сто­ят. про­из­ве­де­ний раз­ных жан­ров. Мая­ков­ский сыг­рал су­ще­ст­вен­ную роль в соз­да­нии пла­ка­тов, взяв на се­бя всю лит. часть и ра­бо­тая так­же как ху­дож­ник; он соз­дал но­вый тип «окон са­ти­ры», под­чи­няя ком­по­зи­цию од­ной те­ме и кон­крет­ной аги­тац. за­да­че. Текст и ри­сун­ки до­пол­ня­ли друг дру­га. Пла­ка­там, со­стоя­щим как бы из 2–4–6 и т. д. кад­ров, был при­сущ «те­ле­граф­ный стиль» с его чёт­ко­стью, сжа­то­стью, ла­ко­низ­мом вы­ра­зит. средств, ос­но­ван­ных гл. обр. на вы­ра­зи­тель­но­сти си­лу­этов и бро­ской рас­крас­ке в 2–3 цве­та, ис­поль­зо­ва­ни­ем сим­во­ли­ки, тра­ди­ций рус. луб­ка и но­ватор­ских ме­то­дов рос. аван­гар­диз­ма. Пла­ка­ты рас­сы­ла­лись во все ме­ст­ные от­де­ле­ния РОСТА. В Пет­ро­гра­де «О. Р.» де­ла­ли В. В. Ле­бе­дев, Л. Г. Бро­да­ты, А. А. Ра­да­ков, В. И. Коз­лин­ский, в Ко­ст­ро­ме – Н. Н. Ку­прея­нов, в Са­ма­ре – С. Я. Ад­ли­ван­кин, в Кур­ске – А. А. Дей­не­ка, в Одес­се – Б. Е. Ефи­мов; «О. Р.» вы­хо­ди­ли так­же в Ба­ку, Са­ра­то­ве и др. го­ро­дах. По сло­вам Мая­ков­ско­го, это бы­ло «об­слу­жи­ва­ние гор­стью ху­дож­ни­ков, вруч­ную, сто­пя­ти­де­ся­ти­мил­ли­он­но­го на­ро­ди­ща». Пла­ка­ты долж­ны бы­ли во­оду­шев­лять лю­дей идея­ми ре­во­лю­ции, по­ка­зы­вать кар­ти­ны свет­ло­го бу­ду­ще­го («Да здрав­ст­ву­ет элек­три­фи­ка­ция!», «Па­ха­ли со­хой – за­па­шем трак­то­ром»), бо­роть­ся за ми­ро­вую ре­во­лю­цию и ин­тер­на­цио­наль­ную со­ли­дар­ность тру­дя­щих­ся, клей­мить вра­га («Вот Со­вет­ской Рос­сии вра­ги. С ка­ж­дым бо­ри­тесь, по­ка не по­гиб»), про­воз­гла­шать дик­та­ту­ру про­ле­та­риа­та. Под­ни­ма­лись са­мые зло­бо­днев­ные во­про­сы со­вре­мен­но­сти: борь­ба с го­ло­дом («Чтоб с го­ло­дом спра­вить­ся и с раз­ру­хой-ду­рой, вве­де­на сов­нар­ко­мом пре­мия на­ту­рой»), рас­про­стра­не­ние все­об­щей гра­мот­но­сти и но­вой со­циа­ли­стич. куль­ту­ры, ра­вен­ст­ва муж­чи­ны и жен­щи­ны («Что де­ла­ла ра­бот­ни­ца и что ра­бот­ни­це на­до де­лать»), вос­ста­нов­ле­ния нар. хо­зяй­ст­ва. Тра­ди­ции «О. Р.» в го­ды Вел. Отеч. вой­ны про­дол­жи­ли «Ок­на ТАСС».

Лит.: «Ок­на са­ти­ры РОСТА». (Кат. вы­став­ки). М., 1929; Бут­ник-Си­вер­ский Б. С. Со­вет­ский пла­кат эпо­хи гра­ж­дан­ской вой­ны 1918–1921. М., 1960; Чис­тя­ко­ва АВ. Пет­ро­град­ские «Ок­на РОСТА». Свод­ный ка­та­лог. Л., 1964; Пет­ро­град­ские «Ок­на РОСТА». (Кат. вы­став­ки) / Сост. А. В. Чис­тя­ко­ва. Л., 1968; Мая­ков­ский В. В. «Ок­на» РОСТА и Глав­по­лит­прос­ве­та // Мая­ков­ский В. В. Собр. соч. М., 1978. Т. 7; Агит­мас­со­вое ис­кус­ст­во Со­вет­ской Рос­сии. Ма­те­риа­лы и до­ку­мен­ты. Агит­по­ез­да и агит­па­ро­хо­ды. Пе­ре­движ­ной те­атр. По­ли­ти­че­ский пла­кат. 1918–1932 / Под ред. В. П. Тол­сто­го. М., 2002; Мая­ков­ский. Ок­на РОСТА и Глав­По­лит­Прос­ве­та. 1919–1921: Аль­бом / Авт.-сост. А. Мо­ро­зов. М., 2010.

Вернуться к началу