«О́КНА РО́СТА»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«О́КНА РО́СТА», «Окна сатиры РОСТА», ежедневные агитац. плакаты, создававшиеся в 1919–21 сов. художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА; ныне ИТАР-ТАСС). Плакаты, сделанные вручную, при помощи трафаретов (до 200–300 экз.), выставлялись в витринах магазинов, расположенных в людных местах (отсюда их назв. «окна»), и превратились в своеобразную летопись периода Гражданской войны 1917–22 и интервенции, когда «из-за типографской разрухи у нас не было литографий, красок, бумаги, специалистов литографского дела и т. д.» (П. М. Керженцев). Первые «О. Р.» появились в Москве в 1919, по инициативе художника М. М. Черемных и журналиста Н. К. Иванова-Грамена, работавших в РОСТА, возглавляемом Керженцевым. Вскоре к ним присоединились В. В. Маяковский, И. А. Малютин, Д. С. Моор. Сначала «О. Р.» делались в виде увеличенных страничек сатирич. журнала, состоящих из нескольких самостоят. произведений разных жанров. Маяковский сыграл существенную роль в создании плакатов, взяв на себя всю лит. часть и работая также как художник; он создал новый тип «окон сатиры», подчиняя композицию одной теме и конкретной агитац. задаче. Текст и рисунки дополняли друг друга. Плакатам, состоящим как бы из 2–4–6 и т. д. кадров, был присущ «телеграфный стиль» с его чёткостью, сжатостью, лаконизмом выразит. средств, основанных гл. обр. на выразительности силуэтов и броской раскраске в 2–3 цвета, использованием символики, традиций рус. лубка и новаторских методов рос. авангардизма. Плакаты рассылались во все местные отделения РОСТА. В Петрограде «О. Р.» делали В. В. Лебедев, Л. Г. Бродаты, А. А. Радаков, В. И. Козлинский, в Костроме – Н. Н. Купреянов, в Самаре – С. Я. Адливанкин, в Курске – А. А. Дейнека, в Одессе – Б. Е. Ефимов; «О. Р.» выходили также в Баку, Саратове и др. городах. По словам Маяковского, это было «обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища». Плакаты должны были воодушевлять людей идеями революции, показывать картины светлого будущего («Да здравствует электрификация!», «Пахали сохой – запашем трактором»), бороться за мировую революцию и интернациональную солидарность трудящихся, клеймить врага («Вот Советской России враги. С каждым боритесь, пока не погиб»), провозглашать диктатуру пролетариата. Поднимались самые злободневные вопросы современности: борьба с голодом («Чтоб с голодом справиться и с разрухой-дурой, введена совнаркомом премия натурой»), распространение всеобщей грамотности и новой социалистич. культуры, равенства мужчины и женщины («Что делала работница и что работнице надо делать»), восстановления нар. хозяйства. Традиции «О. Р.» в годы Вел. Отеч. войны продолжили «Окна ТАСС».