Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУБО́К

Лубок. «Триумф Наполеона, императора французов». Нач. 19 в. Франция.

ЛУБО́К, на­род­ная кар­тин­ка, про­из­ве­де­ние гра­фи­ки, в осн. пе­чат­ной. Пред­на­зна­чен­ный для мас­со­во­го рас­про­стра­не­ния, Л. от­ли­ча­ет­ся до­ход­чи­во­стью об­ра­зов, час­то за­им­ст­во­ван­ных из фольк­ло­ра. Л. свой­ст­вен­ны про­сто­та тех­ни­ки, ла­ко­низм изо­бра­зит. средств, гру­бо­ва­тый штрих, яр­кая ло­каль­ная рас­крас­ка, рас­счи­тан­ные на де­ко­ра­тив­ный эф­фект. В Л. про­сле­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция к раз­вёр­ну­то­му по­ве­ст­во­ва­нию (се­рии кар­ти­нок); не­ред­ко изо­бра­же­ния до­пол­ня­ют­ся по­яс­ни­тель­ной над­пи­сью. Л., ис­пол­няе­мый, как пра­ви­ло, не­про­фес­сио­на­ла­ми, яв­ля­ет­ся ви­дом нар. твор­че­ст­ва, но к Л. так­же от­но­сят и про­из­ве­де­ния проф. гра­фи­ки, за­им­ст­вую­щие отд. лу­боч­но-фольк­лор­ные приё­мы.

Древ­ней­шие Л. поя­ви­лись в Ки­тае и ис­пол­ня­лись пер­во­на­чаль­но от ру­ки, а с 8–9 вв. – в тех­ни­ке кси­ло­гра­фии. Пер­вые ев­роп. Л. пред­став­ля­ли со­бой бу­маж­ные ико­ны, наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные в позд­нем Сред­не­ве­ко­вье; их про­да­ва­ли в мес­тах па­лом­ни­че­ст­ва и на яр­мар­ках. Л. в тех­ни­ке гра­вю­ры на де­ре­ве (пре­им. на липовых досках) из­вес­тен в Гер­ма­нии, Фран­ции, Ита­лии, Бель­гии, Че­хии, Поль­ше, Ру­мы­нии и др. стра­нах с 15 в.; в 17 в. из­го­тов­лял­ся в тех­ни­ке гра­вю­ры на ме­ди, с 19 в. – ли­то­гра­фии. Ре­лиг. об­ра­зы в Л. при­об­ре­та­ли от­те­нок на­гляд­но-нра­во­учит. за­ни­ма­тель­но­сти. В пе­ри­од со­ци­аль­но-ре­во­люц. дви­же­ний Л. ис­поль­зо­вал­ся как пуб­ли­ци­стич. ору­жие («ле­ту­чие ли­ст­ки» вре­мён Кре­сть­ян­ской вой­ны 1524–26 и Ре­фор­ма­ции в Гер­ма­нии, Л. эпо­хи Франц. ре­во­лю­ции 18 в. и др.). В то же вре­мя по­яв­ля­ют­ся Л. на свет­ские, в т. ч. са­ти­ри­че­ские, сю­же­ты, ка­ри­ка­ту­ры. По­ве­ст­вуя об ис­то­рич. со­бы­ти­ях, ба­та­ли­ях, не­обыч­ных яв­ле­ни­ях при­ро­ды, Л. вы­пол­нял функ­ции СМИ сво­его вре­ме­ни. Мас­со­вое ти­ра­жи­ро­ва­ние Л., вы­зван­ное вне­дре­ни­ем тех­ни­ки ли­то­граф­ской пе­ча­ти в 1-й пол. 19 в., при­ве­ло к сни­же­нию ка­че­ст­ва – не­бреж­ной рас­крас­ке, ог­ра­ни­чен­ной цве­то­вой па­лит­ре; в свя­зи с этим по­яв­ля­ет­ся осо­бый тип Л., тща­тель­но рас­кра­шен­ный (ис­поль­зо­ва­лось до 12 кра­сок) и по­кры­тый гум­миа­ра­би­ком или ла­ком. В 19 в. к об­раз­ам Л. всё ча­ще об­ра­ща­лись мас­те­ра проф. иск-ва, вдох­нов­ляв­шие­ся от­дель­ны­ми его приё­ма­ми и те­ма­ми (Ф. Гойя, О. До­мье, Г. Кур­бе). Яр­ко­стью и кра­соч­но­стью от­ли­ча­ет­ся вост. Л. (ки­тай­ский, ин­дий­ский), пер­во­на­чаль­но имев­ший ма­гич. функ­цию.

Лубок. «Как мыши кота хоронили». 18 в. Россия.

В Рос­сии нар. Л. поя­вил­ся в 17 в. Ис­точ­ни­ка­ми сю­же­тов бы­ли в т. ч. зап.-ев­роп. гра­вю­ры, при­шед­шие из Поль­ши, Зап. Ук­раи­ны и Бе­ло­рус­сии. В лу­боч­ных кар­тин­ках 18–19 вв. пре­об­ла­да­ли ре­лиг. сю­же­ты; так­же име­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние Л. на свет­ские те­мы. С 1-й четв. 19 в. к Л. об­ра­ща­лись А. Г. Ве­нециа­нов, И. И. Те­ре­бе­нёв, И. А. Ива­нов (се­рия рас­кра­шен­ных офор­тов на те­мы Отеч. вой­ны 1812). К кон. 19 в. уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ст­во Л. на те­мы пе­сен­но­го фольк­ло­ра, в ча­ст­но­сти гор. ро­ман­са. До нач. 20 в. бы­ли по­пу­ляр­ны порт­ре­ты ца­рей, боль­шим спро­сом поль­зо­ва­лись Л. ска­зоч­но­го и ис­то­ри­ко-ле­ген­дар­но­го со­дер­жа­ния. В 20 в. рус. Л. при­вле­кал при­сталь­ное вни­ма­ние ху­дож­ни­ков-аван­гар­ди­стов. Так, В. В. Кан­дин­ский вос­про­из­во­дил Л. в альм. «Си­ний всад­ник». Вы­ра­зит. сред­ст­ва Л. от­час­ти по­влия­ли на фор­ми­ро­ва­ние ин­ди­виду­аль­но­го сти­ля та­ких мас­те­ров, как М. З. Ша­гал, Н. С. Гон­ча­ро­ва, М. Ф. Ла­рио­нов (со­брал кол­лек­цию нар. кар­ти­нок), др. пред­ста­ви­те­лей объ­е­ди­не­ний «Буб­но­вый ва­лет» и «Ос­ли­ный хвост». Приё­мы Л. бы­ли твор­че­ски ис­поль­зо­ва­ны В. В. Мая­ков­ским для соз­да­ния пла­ка­тов и аги­тац. кар­ти­нок, Т. А. Мав­риной – для ил­лю­ст­ри­ро­ва­ния дет­ских книг.

Тер­мин «Л.» употребляется так­же в рас­ши­рен­ном смыс­ле, обо­зна­чая как лу­боч­ные кар­тин­ки, так и лу­боч­ную ли­те­ра­ту­ру.

Лит.: Сне­ги­рев И. М. Лу­боч­ные кар­тин­ки рус­ско­го на­ро­да в мо­с­ков­ском ми­ре. М., 1861; Рус­ские на­род­ные кар­тин­ки / Со­брал и опи­сал Д. А. Ро­вин­ский. СПб., 1881. Т. 1–5; Рус­ские на­род­ные кар­тин­ки. Ат­лас. СПб., 1881–1893. Т. 1–4; Duchartre PL., Saulnier R. L’imagerie populaire. P., 1926; Рус­ский лу­бок XVII– XIX вв. М.; Л., 1962; Алек­се­ев В. M. Ки­тай­ская на­род­ная кар­ти­на. М., 1966; Лу­бок. Рус­ские на­род­ные кар­тин­ки XVII–XVIII в.: [Аль­бом]. М., 1968; Во­ро­ни­на Т. А. Рус­ский лу­бок 20–60-х гг. XIX в.: про­из­вод­ст­во, бы­то­ва­ние, те­ма­ти­ка // Рос­сий­ская эт­но­гра­фия. 1993. Вып. 5; Рус­ская лу­боч­ная кни­га XVII–XIX вв. (опи­са­ние кол­лек­ций [ГПИБ]) / Сост. О. М. Нау­мук, О. Р. Хро­мов. М., 1994; На­род­ная кар­тин­ка XVII–XIX вв.: Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. СПб., 1996; Хро­мов О. В. Рус­ская лу­боч­ная кни­га XVII–XIX вв.: Ис­сле­до­ва­ние по ис­то­рии книж­ной куль­ту­ры и тех­ни­ке про­из­вод­ст­ва. М., 1998.

Вернуться к началу