ЛУБО́К
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУБО́К, народная картинка, произведение графики, в осн. печатной. Предназначенный для массового распространения, Л. отличается доходчивостью образов, часто заимствованных из фольклора. Л. свойственны простота техники, лаконизм изобразит. средств, грубоватый штрих, яркая локальная раскраска, рассчитанные на декоративный эффект. В Л. прослеживается тенденция к развёрнутому повествованию (серии картинок); нередко изображения дополняются пояснительной надписью. Л., исполняемый, как правило, непрофессионалами, является видом нар. творчества, но к Л. также относят и произведения проф. графики, заимствующие отд. лубочно-фольклорные приёмы.
Древнейшие Л. появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с 8–9 вв. – в технике ксилографии. Первые европ. Л. представляли собой бумажные иконы, наиболее распространённые в позднем Средневековье; их продавали в местах паломничества и на ярмарках. Л. в технике гравюры на дереве (преим. на липовых досках) известен в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Чехии, Польше, Румынии и др. странах с 15 в.; в 17 в. изготовлялся в технике гравюры на меди, с 19 в. – литографии. Религ. образы в Л. приобретали оттенок наглядно-нравоучит. занимательности. В период социально-революц. движений Л. использовался как публицистич. оружие («летучие листки» времён Крестьянской войны 1524–26 и Реформации в Германии, Л. эпохи Франц. революции 18 в. и др.). В то же время появляются Л. на светские, в т. ч. сатирические, сюжеты, карикатуры. Повествуя об историч. событиях, баталиях, необычных явлениях природы, Л. выполнял функции СМИ своего времени. Массовое тиражирование Л., вызванное внедрением техники литографской печати в 1-й пол. 19 в., привело к снижению качества – небрежной раскраске, ограниченной цветовой палитре; в связи с этим появляется особый тип Л., тщательно раскрашенный (использовалось до 12 красок) и покрытый гуммиарабиком или лаком. В 19 в. к образам Л. всё чаще обращались мастера проф. иск-ва, вдохновлявшиеся отдельными его приёмами и темами (Ф. Гойя, О. Домье, Г. Курбе). Яркостью и красочностью отличается вост. Л. (китайский, индийский), первоначально имевший магич. функцию.
В России нар. Л. появился в 17 в. Источниками сюжетов были в т. ч. зап.-европ. гравюры, пришедшие из Польши, Зап. Украины и Белоруссии. В лубочных картинках 18–19 вв. преобладали религ. сюжеты; также имели широкое распространение Л. на светские темы. С 1-й четв. 19 в. к Л. обращались А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов (серия раскрашенных офортов на темы Отеч. войны 1812). К кон. 19 в. увеличивается количество Л. на темы песенного фольклора, в частности гор. романса. До нач. 20 в. были популярны портреты царей, большим спросом пользовались Л. сказочного и историко-легендарного содержания. В 20 в. рус. Л. привлекал пристальное внимание художников-авангардистов. Так, В. В. Кандинский воспроизводил Л. в альм. «Синий всадник». Выразит. средства Л. отчасти повлияли на формирование индивидуального стиля таких мастеров, как М. З. Шагал, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов (собрал коллекцию нар. картинок), др. представителей объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Приёмы Л. были творчески использованы В. В. Маяковским для создания плакатов и агитац. картинок, Т. А. Мавриной – для иллюстрирования детских книг.
Термин «Л.» употребляется также в расширенном смысле, обозначая как лубочные картинки, так и лубочную литературу.