ЛУБО́ЧНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУБО́ЧНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, развлекательные, познавательные и назидательные словесные произведения, печатавшиеся в России в кон. 18 – нач. 20 вв. массовыми тиражами на грубой бумаге в виде недорогих книжек и настенных листов, обычно с картинками. Как явление письменное, но при этом анонимное и традиционное, Л. л. выполняла роль посредника между фольклором и литературой; имела важное просветительское значение.
Л. л. издавалась с кон. 18 в. и до наложенного на неё запрета в 1918. С 17 в. ей предшествовали лубочные картинки без развёрнутых текстов (см. Лубок). Центры произ-ва Л. л. – Москва, С.-Петербург, а также Поволжье, Русский Север. Ею торговали на ярмарках, в гор. торговых рядах и лавках; коробейники разносили Л. л. по деревням. К Л. л. обращались не только крестьяне и гор. низы, но и дворяне. Многие рус. писатели (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. С. Лесков и др.) были хорошо знакомы с Л. л., которая нашла отражение в их творчестве. В 20 в. формы Л. л. использовали представители рус. авангардизма (напр., В. В. Маяковский).
Произведения Л. л. обычно представляли собой переделки или имитации русских и зарубежных устных и письм. источников: сказок, песен, былин, легенд, житий святых, историч. преданий (об основании Москвы, о Куликовской битве), волшебно-рыцарских романов («Бова Королевич», «Еруслан Лазаревич»), авантюрных повестей («Милорд Георг», «Ванька Каин», «Прекрасная магометанка»), сатирич. произведений («Ёрш Ершович», «Шемякин суд»). В виде лубочных книжек издавались сонники, травники, гадательные книги, песенники, сб-ки сказок, лит. анекдотов и новелл, а также произведения рус. писателей, опубликованные с искажениями и без указания авторства.
Поэтика Л. л. сформировалась на основе худож. синтеза текста и картинок, которые в их декоративной целостности создавали особенный «лубочный мир». Сохраняя узнаваемые фольклорные клише, Л. л. выработала свой особый стиль, признаками которого были ориентация на правдоподобие в сочетании с экзотическими, часто вымышленными, именами героев и названиями стран, неожиданные сюжетные комбинации, развёрнутость и витиеватость фраз, учтивые диалоги и др. Л. л. присущи эклектика, наивность, смеховое начало.
Термин «Л. л.» появился в 1840-х гг. в трудах И. П. Сахарова и В. Г. Белинского (наряду с терминами «простонародная литература», «лубочные издания», «серые издания», в которых иллюстрация имелась только на обложке). Для обозначения аналогичных изданий, выходивших во многих странах Европы и Азии, в рус. академич. науке (А. Н. Пыпин, Ф. И. Буслаев, В. И. Даль, Д. А. Ровинский, Е. Н. Елеонская и др.) употреблялся термин народная книга.