КАРИКАТУ́РА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРИКАТУ́РА (итал. caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать), жанр искусства, изображение, создающее комич. эффект в целях осмеяния и критич. оценки того или иного лица или обществ. явления. К. использует средства сатиры и юмора, шаржа, гротеска и худож. гиперболы; в ней соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, применяются неожиданные сопоставления, уподобления и метафоры. Вследствие своей обществ. значимости К. обычно бытует в массовых формах: используются наиболее многотиражные виды графики (первоначально – ксилография, офорт, затем литография, фотомеханич. способы воспроизведения и др.). Осн. формы К. – «летучие листки», нар. картинки, позднее газетно-журнальная графика, плакат, реже сатирич. живопись, скульптура (мелкая пластика).
Термин «К.» был, как считается, впервые использован Аннибале и Агостино Карраччи в кон. 16 в. применительно к изображениям откровенно гротескного характера. Cтановление жанра К. можно отнести к нач. 16 в.; её широкое распространение приходится на время Реформации и Крестьянской войны 1524–1526 в Германии. В дальнейшем расцвет К. также совпадает с периодами крупных обществ.-политич. потрясений – Тридцатилетней войной 1618–48, революциями 16–18 вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период прослеживается связь К. с фольклором, лубком, возрождавшаяся и позднее, во времена воен. конфликтов и революций. Существенная роль в К. отведена тексту, расширяющему смысл изображения, усиливающему его сатирич. остроту. Самостоят. эстетич. значимость К. была впервые осмыслена в нач. 19 в. романтиками, в эстетике которых ирония и гротеск занимали видное место, однако уже в 17–18 вв. к К. обращались крупнейшие мастера – Дж. Л. Бернини (преим. К. на отдельных лиц), Гверчино, Дж. Б. Тьеполо, Ж. Калло; первым из художников, почти целиком посвятивших себя этому жанру, был П. Л. Гецци.
В 1-й пол. 18 в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы современного ему англ. общества, положили начало систематич. развитию К. как важной области изобразит. творчества. Вслед за Хогартом англ. графики-карикатуристы 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. (Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк, У. Дент, Р. Ньютон) выработали свой тип К.: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличит. пафос англ. К. не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались мн. характерные творческие приёмы европ. К. (этой линии К. близки работы нем. худ. Д. Н. Ходовецкого). Тогда же определилась специфическая для К. оперативность отклика на крупные события обществ. жизни (К.-лубки Франц. революции 18 в., «антинаполеоновские» работы Дж. Гилрея и др. в Великобритании и т. д.). В сатирич. офортах Ф. Гойи гротескный язык К. приобрёл небывалую силу и глубину худож. воздействия.
С 19 в. развитие К. тесно связано с лит. публицистикой и её социально-политич. устремлениями: постоянное сотрудничество художников с журналами и газетами стало обычной формой их творческой деятельности. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье и К. времён Парижской коммуны 1871 (Ж. Пилотель и др.). Одним из самых действенных и ёмких сатирич. средств стал гротескный обобщённый образ («социальная маска» или портрет-шарж), воплощавший типич. черты разл. обществ. классов (у П. Гаварни, Ж. Ж. Гранвиля, Ш. Филипона, Домье, Г. Доре, В. Буша, Дж. Лича и др.). На рубеже 19–20 вв. широкое развитие получила политич. К., в жанре которой работали мн. крупные мастера – П. Синьяк, Т. Стейнлен во Франции, художники нем. ж. «Симплициссимус» (основан в 1896; А. Кубин, О. Гульбранссон, К. Кольвиц, Т. Т. Хейне, Г. Цилле и др.). В 1-й пол. 20 в. большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская К. (Ф. Мазерель, Г. Грос, О. Дикс, Дж. Хартфилд в Германии; Дж. Лоу в Великобритании; У. Гроппер в США; Ж. Эффель во Франции; Х. Бидструп в Дании; И. Бешков в Болгарии и др.).
На протяжении своей истории К. неоднократно подвергалась гонениям – листы конфисковывались властями, издания запрещались (напр., «Журнал карикатур» А. Г. Венецианова в 1808), художников приговаривали к тюремному заключению и штрафам (О. Домье и др.). О том, что К. не утратила значения и в наши дни, свидетельствуют, в частности, междунар. «карикатурные скандалы» сер. 2000-х гг., спровоцированные обращением художников к религ. тематике; актуальным остаётся иск-во политич. и антивоенной карикатуры.
В России к наиболее ранним образцам К. следует отнести лубочные листы 1-й пол. 18 в. (раскрашенные ксилографии), высмеивающие бытовые пороки, физич. уродства или иноземные нравы; схематично-гротесковые изображения неизменно дополнены рифмованным текстом. В К. кон. 18 в. получили распространение мотивы гор. быта, преим. мещанского и купеческого, шаржированные образы рус. знати. Отеч. война 1812 дала новый импульс развитию сатирич. графики («нар. картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против имп. Наполеона I и галломании рус. дворянства). В сер. 19 в. К. сближается с сатирич. иллюстрацией (А. А. Агин, П. М. Боклевский, Е. И. Ковригин, Р. К. Жуковский и др.). В условиях цензуры социальная сатира выступала часто в форме бытовой К., нравоописательных сцен, в которых осмеивались обществ. пороки, в шаржированном виде представали современники (А. О. Орловский, П. А. Федотов). Этот приём характерен и для карикатуристов рус. сатирич. журналов сер. 19 – нач. 20 вв. – «Искры», «Гудка», «Будильника», «Шута» и др. (Н. В. Иевлев, А. И. Лебедев, Н. А. Степанов, П. М. Шмельков, П. Е. Щербов). Тесно связанное с обществ.-политич. событиями, иск-во К. пережило подъём в годы рус. Революции 1905–07, когда в сатирич. журналах «Жупел», «Адская почта» и др., а также в появившихся позднее журналах «Сатирикон», «Новый сатирикон» публиковались работы крупнейших мастеров (в т. ч. И. Я. Билибина, М. В. Добужинского, Б. М. Кустодиева, Е. Е. Лансере, А. А. Радакова, Н. В. Ремизова, В. А. Серова, А. А. Юнгера).
В годы Гражд. войны 1917–22 осн. формой сатирич. графики стал плакат («Окна РОСТА»; художники В. Н. Дени, В. В. Маяковский, И. А. Малютин, В. В. Лебедев, М. М. Черемных). В 1920-х гг. выходило множество сатирич. журналов, с которыми сотрудничали мастера К., как известные с дореволюц. времени (Б. И. Антоновский, Д. С. Моор, Радаков, Н. Э. Радлов и др.), так и художники нового поколения (Л. Г. Бродаты, Ю. А. Ганф, К. С. Елисеев, В. И. Козлинский, Б. Б. Малаховский, К. П. Ротов и др.). Как составная часть идеологизированного сов. иск-ва, К. стала действенным способом борьбы с внешними и внутренними «врагами революции»; большое значение уделялось обличению «сил мировой реакции», империализма и колониализма, борьбе с «пережитками капитализма», антирелигиозной пропаганде и т. п. В годы Вел. Отеч. войны антифашистская К. получила широкое распространение в журналах, газетах, агитац. листовках и в плакате (в т. ч. в «Окнах ТАСС», ленингр. «Боевом карандаше»). Новая волна К. и сатирич. плаката на внутриполитич. темы прокатилась в кон. 1980-х гг.; с жанром К. сближаются мн. произведения соц-арта. Среди крупнейших мастеров отеч. К. 20 в. – В. Н. Горяев, Б. Е. Ефимов, А. М. Каневский, Кукрыниксы, Н. Е. Муратов, И. М. Семёнов, Л. В. Сойфертис.