Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИКС ОТТО

Авторы: В. А. Крючкова

ДИКС (Dix) От­то (Виль­гельм Ген­рих От­то) (2.12.1891, Ун­терм­ха­ус, Тю­рин­гия – 25.7.1969, Зин­ген, зем­ля Ба­ден-Вюр­тем­берг), нем. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся в Шко­ле при­клад­но­го иск-ва в Дрез­де­не (1910–14) у Р. Гу­ра и др. В 1914–1918 уча­ст­во­вал в во­ен. дей­ст­ви­ях, что ос­та­ви­ло глу­бо­кий след в его твор­че­ст­ве. Про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние в АХ Дрез­де­на и Дюс­сель­дор­фа (1919–1922); ис­пы­тал влия­ние Ф. Ход­ле­ра и Э. Мун­ка. На ос­но­ве мно­го­числ. за­ри­со­вок, сде­лан­ных во вре­мя вой­ны, воз­ник­ли се­рия кси­ло­гра­фий «Крик» (1919) и се­рия из 50 офор­тов «Вой­на» (1923–24), где за­мет­ны ре­ми­нис­цен­ции иск-ва Ф. Х. де Гойи. В жи­во­пи­си Д. фрон­то­вые впе­чат­ле­ния пе­ре­рас­та­ют в кар­ти­ну все­об­щей ка­та­ст­ро­фы, пе­ре­дан­ную приё­ма­ми экс­прес­сио­низ­ма и фу­ту­риз­ма («Уми­раю­щий во­ин», 1915, га­ле­рея Клим, Мюн­хен; не­со­хра­нив­шее­ся боль­шое по­лот­но «Окоп», 1919–23).

О. Дикс. Портрет журналистки Сильвии фон Харден. 1926. Национальный музей современного искусства (Париж).

В нач. 1920-х гг. вхо­дил в бер­лин­скую груп­пу мас­те­ров да­да­из­ма. В 1925 – нач. 1930-х гг. Д. был (на­ря­ду с Г. Гро­сом) вид­ней­шим пред­ста­ви­те­лем «но­вой ве­ще­ст­вен­но­сти». Изу­чая иск-во ста­рых нем. мас­те­ров (А. Дю­ре­ра, Л. Кра­на­ха Стар­ше­го, Х. Баль­дун­га, М. Грю­не­валь­да), стре­мил­ся к пре­дель­ной кон­крет­но­сти и точ­но­сти изо­бра­же­ния (порт­ре­ты: ро­ди­те­лей, 1921, Ху­дож. му­зей, Ба­зель; по­эта Т. Дё­бле­ра, 1927, Му­зей Люд­ви­га, Кёльн, и др.). Наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ния это­го пе­рио­да – три­пти­хи «Боль­шой го­род» (1927–28, Гор. га­ле­рея, Штут­гарт; см. илл. в ст. Гер­ма­ния) и «Вой­на» (1929–32, КГ, Дрез­ден), кар­ти­ны «Семь смерт­ных гре­хов» (1933, Гор. му­зей, Кар­лс­руэ) и «Три­умф Смер­ти» (1934, Гор. га­ле­рея, Штут­гарт). Со­че­та­ние под­чёрк­ну­той «ве­ще­ст­вен­но­сти» пись­ма с ост­рой, поч­ти гро­те­ск­ной об­ри­сов­кой от­тал­ки­ваю­щих ти­пов и си­туа­ций при­да­ёт кар­ти­нам Д. ха­рак­тер горь­ких сви­де­тельств, бес­по­щад­но об­на­жаю­щих урод­ст­ва вре­ме­ни.

О. Дикс. «Война». Триптих. 1929–32. Картинная галерея (Дрезден).

В 1927–33 пре­по­да­вал в дрез­ден­ской АХ (проф.), в 1931 из­бран чл. Прус. ака­де­мии. В 1933 был ли­шён на­ци­ст­ски­ми вла­стя­ми ака­де­мич. по­стов и зва­ний, с 1936 жил в Хем­мен­хо­фе­не (на Бо­ден­ском оз.); вско­ре ок. 260 его ра­бот были кон­фи­ско­ва­ны из му­зе­ев Гер­ма­нии, 8 кар­тин по­ка­за­ны на вы­став­ке «Де­ге­не­ра­тив­ное ис­кус­ст­во» (1937), часть – про­да­на на аук­цио­не в Лю­цер­не (1939). В 1930-е гг. пи­сал пей­за­жи, кар­ти­ны на ре­лиг. сю­же­ты («Cв. Хри­сто­фор», 1938; «Лот с до­черь­ми», 1939, обе – ча­ст­ное со­б­ра­ние). В 1945 при­зван в ар­мию; по­сле пре­бы­ва­ния в пле­ну вер­нул­ся к твор­че­ст­ву – про­дол­жал ра­бо­тать над ра­нее сло­жив­шим­ся кру­гом тем в ма­не­ре позд­не­го экс­прес­сио­низ­ма. С 1950 пре­по­да­вал в АХ в Дюс­сель­дор­фе.

Лит.: Fischer L. O. Dix: ein Malerleben in Deutschland. B., 1981; Schmidt D. O. Dix im Selbstbildnis. 2. Aufl. B., 1981; Con­zel­mann O. O. Dix. Stuttg., 1983; Löffler F. O. Dix. Leben und Werk. 5. Aufl. Dresden, 1983; O. Dix. (Kat.). Münch., 1985; Kar­cher E. O. Dix. Leben und Werk. Köln, 1988; O. Dix. (Cat.). L., 1992; Beck R. O. Dix. Zeit, Leben, Werk. Konstanz, 1993; Schmidt J.-K. O. Dix. Stuttg., 1999; Schubert D. O. Dix. 6. Aufl. Reinbek, 2005.

Вернуться к началу