ДИКС ОТТО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИКС (Dix) Отто (Вильгельм Генрих Отто) (2.12.1891, Унтермхаус, Тюрингия – 25.7.1969, Зинген, земля Баден-Вюртемберг), нем. живописец и график. Учился в Школе прикладного иск-ва в Дрездене (1910–14) у Р. Гура и др. В 1914–1918 участвовал в воен. действиях, что оставило глубокий след в его творчестве. Продолжил образование в АХ Дрездена и Дюссельдорфа (1919–1922); испытал влияние Ф. Ходлера и Э. Мунка. На основе многочисл. зарисовок, сделанных во время войны, возникли серия ксилографий «Крик» (1919) и серия из 50 офортов «Война» (1923–24), где заметны реминисценции иск-ва Ф. Х. де Гойи. В живописи Д. фронтовые впечатления перерастают в картину всеобщей катастрофы, переданную приёмами экспрессионизма и футуризма («Умирающий воин», 1915, галерея Клим, Мюнхен; несохранившееся большое полотно «Окоп», 1919–23).
В нач. 1920-х гг. входил в берлинскую группу мастеров дадаизма. В 1925 – нач. 1930-х гг. Д. был (наряду с Г. Гросом) виднейшим представителем «новой вещественности». Изучая иск-во старых нем. мастеров (А. Дюрера, Л. Кранаха Старшего, Х. Бальдунга, М. Грюневальда), стремился к предельной конкретности и точности изображения (портреты: родителей, 1921, Худож. музей, Базель; поэта Т. Дёблера, 1927, Музей Людвига, Кёльн, и др.). Наиболее значит. произведения этого периода – триптихи «Большой город» (1927–28, Гор. галерея, Штутгарт; см. илл. в ст. Германия) и «Война» (1929–32, КГ, Дрезден), картины «Семь смертных грехов» (1933, Гор. музей, Карлсруэ) и «Триумф Смерти» (1934, Гор. галерея, Штутгарт). Сочетание подчёркнутой «вещественности» письма с острой, почти гротескной обрисовкой отталкивающих типов и ситуаций придаёт картинам Д. характер горьких свидетельств, беспощадно обнажающих уродства времени.
В 1927–33 преподавал в дрезденской АХ (проф.), в 1931 избран чл. Прус. академии. В 1933 был лишён нацистскими властями академич. постов и званий, с 1936 жил в Хемменхофене (на Боденском оз.); вскоре ок. 260 его работ были конфискованы из музеев Германии, 8 картин показаны на выставке «Дегенеративное искусство» (1937), часть – продана на аукционе в Люцерне (1939). В 1930-е гг. писал пейзажи, картины на религ. сюжеты («Cв. Христофор», 1938; «Лот с дочерьми», 1939, обе – частное собрание). В 1945 призван в армию; после пребывания в плену вернулся к творчеству – продолжал работать над ранее сложившимся кругом тем в манере позднего экспрессионизма. С 1950 преподавал в АХ в Дюссельдорфе.