«ДЕГЕНЕРАТИ́ВНОЕ ИСКУ́ССТВО»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ДЕГЕНЕРАТИ́ВНОЕ ИСКУ́ССТВО» («Entartete Kunst»), выставка, устроенная правительством нацистской Германии с целью диффамации иск-ва, не отвечающего офиц. идеологич. установкам Третьего рейха. Ей предшествовали выставки в Карлсруэ, Дрездене и др. городах (с нач. 1930-х гг.), демонстрирующие «упадок», «космополитизм» и «культурбольшевизм» нем. авангардизма, а также осуществлявшаяся с 1936 по личному указанию А. Гитлера спец. комиссией под руководством президента Имперской палаты изобразит. искусств А. Циглера «чистка» музеев Германии с целью реквизировать все произведения «вырождающегося искусства» – прежде всего крупнейших мастеров европ. постимпрессионизма, фовизма, дадаизма, экспрессионизма, кубизма, абстракционизма и сюрреализма (в т. ч. В. Ван Гога, П. Гогена, П. Сезанна, А. Матисса, Ф. Марка, О. Кокошки, Г. Гроса, П. Пикассо, М. Шагала). Всего было изъято ок. 16 тыс. работ св. 100 художников из 101 музея; частично они были проданы на аукционе в Люцерне (1939) либо уничтожены.
Выставка «Д. и.» была организована по инициативе Й. Геббельса в здании Археологич. ин-та в Мюнхене в июле 1937, на ней демонстрировались 650 конфискованных произведений (Э. Барлаха, В. Баумейстера, М. Бекманна, Х. Грундига, О. Дикса, В. В. Кандинского, Л. Э. Кирхнера, П. Клее, М. Пехштейна, О. Шлеммера, К. Шмидт-Ротлуфа, М. Эрнста и др.). Мн. экспонаты сопровождались уничижительными надписями (напр., «немецкие крестьяне в еврейском стиле»); издан путеводитель. Выставка приобрела неожиданную для властей популярность; до апр. 1941 она была показана в др. городах Германии и в Вене (1939), её посетили ок. 3 млн. чел. Одновременно в Мюнхене была открыта «Выставка величайшего германского искусства»; ок. 900 работ, представленных на ней, были лично отобраны Гитлером и отвечали критериям Г. Геринга об «истинном» иск-ве, «которое способен воспринимать и понимать простой человек из народа» (см. Третьего рейха искусство). Выставка «Д. и.», как и организованная в мае 1938 выставка «Дегенеративная музыка», дискредитирующая «музикбольшевизм» (Х. Эйслер, П. Хиндемит, А. Шёнберг), стала кульминацией культурной политики Третьего рейха.