ГРОС ГЕОРГ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРОС (Grosz) Георг (26.7.1893, Берлин – 6.7.1959, Зап. Берлин), нем. и амер. график и живописец. Учился в АХ в Дрездене (1909–11) у Б. Кречмара и др., затем в Школе прикладного иск-ва в Берлине (1912) и в академии Ф. Коларосси в Париже (1913). Призванный на воен. службу в 1914, вернулся в 1918 в Берлин. С 1918 чл. берлинской группы дадаистов (см. Дадаизм) и Компартии Германии; один из соучредителей журналов «Der Dada» (1919–20) и «Die Pleite» (1919–1924, совм. с Дж. Хартфилдом); принимал участие в театральных постановках дадаистов (декорации к спектаклю «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу). Получил широкое признание прежде всего как мастер сатирич. графики. Его социалистич. и антимилитаристские убеждения выразились в журнальных карикатурах, иллюстрациях, а также в альбомах рисунков и литографий: «С нами Бог» (1920), «Лицо господствующего класса» (1921), «Обречённые» (1930) и др. В живописи Г. социально-критич. содержание выражено в манере, сочетающей приёмы экспрессионизма и футуризма: «Похороны. Посвящение Оскару Паницце» (1917–18, Худож. галерея, Штутгарт), «Метрополис» (Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), «Столпы общества» (1926, Нац. галерея, Берлин). Г. – один из видных мастеров «новой вещественности» (до 1933); ряд его произведений характеризуется отчуждённостью и отстранённым объективизмом (портрет писателя М. Херманна-Нейсе, 1925, Кунстхалле, Мангейм). В 1933 эмигрировал в США. В живописи амер. периода сатирич. работы (акварели на тему жизни Бродвея, 1933–34) чередуются с полотнами, написанными в напряжённо-экспрессивной манере («Помни. Автопортрет на фоне развалин», 1936–37; «Оставшийся в живых», 1944, оба – в частных собраниях). В Нью-Йорке преподавал в своей худож. школе. В июне 1959 вернулся в Зап. Берлин.