БА́ЛЬДУНГ ХАНС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БА́ЛЬДУНГ (Baldung) (прозвище Грин, Grien – «Зелёный») Ханс [1484 или 1485, Швебиш-Гмюнд (?), Вюртемберг – 1545, Страсбург (ныне Страсбур, Франция)], нем. живописец и график. Происходил из знатной страсбургской семьи. С 1502 (1503?) работал в мастерской А. Дюрера в Нюрнберге. С 1509 обосновался в Страсбурге. Его алтарные образы – «Поклонение волхвов» (ок. 1507–08, Гос. музеи, Берлин), «Св. Себастьян» (1507, Германский нац. музей, Нюрнберг), «Отдых на пути в Египет» (ок. 1512–16, там же, и Галерея АХ, Вена) – свидетельствуют о влиянии Дюрера и Л. Кранаха Старшего. Они композиционно уравновешены и полны гармоничного жизнелюбия, сочетают черты идеализации с острым чувством характерной детали. В 1512–16 Б. работал во Фрайбурге-им-Брайсгау над алтарным полиптихом в гор. соборе – своим самым грандиозным произведением. Позднее в творчестве Б. нарастают черты маньеризма («Богоматерь с младенцем», 1539–40, Гос. музеи, Берлин).
В поздний период писал также картины на античные сюжеты («Геракл и Антей», Гос. худож. собрания, Кассель, и др.). Ренессансный гуманизм и рационализм сочетаются у Б. с мистицизмом, отразившим оккультно-магические увлечения Возрождения, особенно в картинах на демонологич. сюжеты, живописующих мир грозных природных стихий («Две ведьмы, колдующие о погоде», 1523, Штеделевский худож. ин-т, Франкфурт-на-Майне; гравюры на дереве «Дикие лошади», 1534, «Околдованный конюх», 1544, и др.), а также в аллегориях бренности (картины и рисунки преим. 1510-х гг.), варьирующих контраст образа Смерти и обнажённого женского тела.