ПОЛИ́ПТИ́Х
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИ́ПТИ́Х, многочастное скульптурное или живописное произведение. В отличие от диптиха, триптиха и тетраптиха, имеет 5 и более составляющих. В античности и раннем Средневековье П. – неск. навощённых дощечек для записей, скреплённых между собой. В визант. иск-ве с 11 в. известны многочастные иконы-менологии. В др.-рус. иск-ве 16–17 вв. портативные складные иконостасы также имели форму П. (см. Складень). Наибольшее распространение П. получил как одна из форм алтарного образа в Зап. Европе. В Италии во 2-й пол. 13–15 вв. создаются живописные П.: многоярусные, с богато декорированными резными рамами, пределлой, укреплённые боковыми контрфорсами (нередко также декорированными), в отд. случаях 2-сторонние (напр., полиптих «Маэста́» Дуччо ди Буонинсеньи, 1308–1311, Музей собора, Сиена). Их формы имитируются в скульптурных алтарных образах (напр., «Алтарь Трента» Якопо делла Кверчи, 1422, ц. Сан-Фредиано, Лукка). В эпоху кватроченто П. постепенно вытесняется алтарной картиной. Исп. и португ. ретабло также используют форму П. В иск-ве Сев. Европы 14–16 вв. преобладают П. с подвижными створками и с несколькими раскрытиями, как скульптурно-живописные («Изенгеймский алтарь» М. Грюневальда, 1512–1515, Музей Унтерлинден, Кольмар), так и живописные («Гентский алтарь» Я. ван Эйка, ок. 1430–32 или 1423–1432, собор Св. Бавона в Генте). Термином «П.» также называют комплекс нескольких картин, связанных общим замыслом. Начиная с 17 в. П. утрачивает свою значимость как форма худож. произведения.