Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛИ́ПТИ́Х

Полиптих. Ян ван Эйк. «Гентский алтарь». Ок. 1430–32 или 1423–32. Собор Св. Бавона (Гент).

ПОЛИ́ПТИ́Х, мно­го­ча­ст­ное скульп­тур­ное или жи­во­пис­ное про­из­ве­де­ние. В от­ли­чие от дип­ти­ха, трип­ти­ха и тет­рап­ти­ха, име­ет 5 и бо­лее со­став­ляю­щих. В ан­тич­но­сти и ран­нем Сред­не­ве­ко­вье П. – неск. на­во­щён­ных до­ще­чек для за­пи­сей, скреп­лён­ных ме­ж­ду со­бой. В ви­зант. иск-ве с 11 в. из­вест­ны мно­го­ча­ст­ные ико­ны-ме­но­ло­гии. В др.-рус. иск-ве 16–17 вв. пор­та­тив­ные склад­ные ико­но­ста­сы так­же име­ли фор­му П. (см. Скла­день). Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние П. по­лу­чил как од­на из форм ал­тар­но­го об­раза в Зап. Ев­ро­пе. В Ита­лии во 2-й пол. 13–15 вв. соз­да­ют­ся жи­во­пис­ные П.: мно­го­ярус­ные, с бо­га­то де­ко­ри­ро­ван­ны­ми рез­ны­ми ра­ма­ми, пре­дел­лой, ук­ре­п­лён­ные бо­ко­вы­ми контр­фор­са­ми (не­ред­ко так­же де­ко­ри­ро­ван­ны­ми), в отд. слу­ча­ях 2-сто­рон­ние (напр., по­лип­тих «Маэ­ста́» Дуч­чо ди Буо­нин­се­ньи, 1308–1311, Му­зей со­бо­ра, Си­е­на). Их фор­мы ими­ти­ру­ют­ся в скульп­тур­ных ал­тар­ных об­раз­ах (напр., «Ал­тарь Трен­та» Яко­по дел­ла Квер­чи, 1422, ц. Сан-Фре­ди­ано, Лук­ка). В эпо­ху кват­ро­чен­то П. по­сте­пен­но вы­тес­ня­ет­ся ал­тар­ной кар­ти­ной. Исп. и пор­туг. ре­таб­ло так­же ис­поль­зу­ют фор­му П. В иск-ве Сев. Ев­ро­пы 14–16 вв. пре­об­ла­да­ют П. с под­виж­ны­ми створ­ка­ми и с не­сколь­ки­ми рас­кры­тия­ми, как скульп­тур­но-жи­во­пис­ные («Изен­гейм­ский ал­тарь» М. Грю­не­валь­да, 1512–1515, Му­зей Ун­тер­лин­ден, Коль­мар), так и жи­во­пис­ные («Гент­ский ал­тарь» Я. ван Эй­ка, ок. 1430–32 или 1423–1432, со­бор Св. Ба­во­на в Ген­те). Тер­ми­ном «П.» так­же на­зы­ва­ют ком­плекс не­сколь­ких кар­тин, свя­зан­ных об­щим за­мыс­лом. На­чи­ная с 17 в. П. ут­ра­чи­ва­ет свою зна­чи­мость как фор­ма ху­дож. про­из­ве­де­ния.

Вернуться к началу