Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУКРЫНИ́КСЫ

Кукрыниксы. «Бегство фашистов из Новгорода». 1944–46. Русский музей (С.-Петербург).

КУКРЫНИ́КСЫ, творч. кол­лек­тив рос. гра­фи­ков и жи­во­пис­цев (псев­до­ним по пер­вым сло­гам фа­ми­лий): Ку­прия­нов Ми­ха­ил Ва­силь­е­вич [8(21).10.1903, Те­тю­ши, Ка­зан­ская губ. – 11.11.1991, Мо­ск­ва], Кры­лов Пор­фи­рий Ни­ки­тич [9(22).8.1902, дер. Вве­ден­ское (Щел­ку­но­во), Туль­ская губ. – 15.5.1990, Мо­ск­ва], Со­ко­лов Ни­ко­лай Алек­сан­д­ро­вич [8(21).7.1903, с. Ца­ри­цы­но близ Мо­ск­вы – 17.4.2000, Мо­ск­ва]. Нар. ху­дож­ни­ки СССР (1958), дей­ст­вит. чле­ны АХ СССР (1947), Ге­рои Соц. Тру­да (Кры­лов с 1972, Ку­прия­нов и Со­ко­лов – с 1973). Учи­лись в моск. Вху­те­ма­се–Вху­теи­не (ме­ж­ду 1921 и 1929). Со­вме­ст­но ра­бо­тая с 1924, вы­сту­па­ли в га­зе­тах и жур­на­лах («Прав­да», «Кро­ко­дил» и др.) с но­вым ти­пом ка­ри­ка­ту­ры, от­ме­чен­ным ост­рой зло­бо­днев­но­стью, унич­то­жаю­ще-яз­ви­тель­ным ре­ше­ни­ем те­мы, шар­жи­ро­ван­ной ха­рак­те­ри­сти­кой пер­со­на­жей (се­рия «Транс­порт», тушь, 1933–34). Ог­ром­ной по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись ка­ри­ка­ту­ры, пла­ка­ты и «Ок­на ТАСС», соз­дан­ные К. в го­ды Вел. Отеч. вой­ны [«Бес­по­щад­но раз­гро­мим и унич­то­жим вра­га!», гу­ашь, 1941; «Кле­щи в кле­щи», 1941, «По­те­ря­ла я ко­леч­ко… (а в ко­леч­ке – 22 ди­ви­зии)», тушь, гу­ашь, 1943, и др.]. Зна­чит. по­ли­тич. си­лой об­ла­да­ла и по­сле­во­ен­ная са­ти­ра К., би­че­вав­шая «под­жи­га­те­лей вой­ны», «пе­ре­жит­ки ка­пи­та­лиз­ма» и т. п.

Ши­рок диа­па­зон твор­че­ст­ва К. в об­лас­ти книж­ной ил­лю­ст­ра­ции – от ост­ро­го гра­фич. гро­те­ска [ил­лю­ст­ра­ции к про­из­ве­де­ни­ям И. Иль­фа и Е. Пет­ро­ва («12 стуль­ев», 1933 и 1967; «Зо­ло­той те­лё­нок», 1971), Н. С. Лес­ко­ва («Лев­ша», 1974), М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на («Гос­по­да Го­лов­лё­вы», 1939, и др.)] до ли­ри­ко-пси­хо­ло­гич. об­ра­зов (ил­лю­ст­ра­ции к «Да­ме с со­бач­кой» и др. про­из­веде­ниям А. П. Че­хо­ва, 1940–46; к ро­ма­нам М. Горь­ко­го «Фо­ма Гор­де­ев», 1948–49, и «Мать», 1950).

В стан­ко­вой жи­во­пи­си К., раз­ви­вая тра­ди­ции рус. реа­ли­стич. иск-ва и ис­поль­зуя ино­гда приё­мы сво­ей са­ти­рич. гра­фи­ки, об­ра­ща­лись к ис­то­рич. сю­же­там (се­рия «Ста­рые хо­зяе­ва», 1936–37), об­ли­ча­ли фа­шизм («Ко­нец. По­след­ние ча­сы в став­ке Гит­ле­ра», 1947–48), вос­пе­ва­ли ге­ро­изм рус. лю­дей («Та­ня», 1942–1947; все – в ГТГ). Ин­ди­ви­ду­аль­но ра­бо­та­ли как порт­ре­ти­сты и пей­за­жи­сты. Гос. пр. СССР (1942, 1947, 1949, 1950, 1951, 1975), Ле­нин­ская пр. (1965). На­гра­ж­де­ны каж­дый 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Изд.: Собр. про­из­ве­де­ний. М., 1982–1988. Т. 1–4.

Лит.: Де­мос­фе­но­ва Г. Л. Ку­кры­ник­сы-ил­лю­ст­ра­то­ры. М., 1956; Со­ко­ло­ва Н. И. Ку­кры­ник­сы. 2-е изд. М., 1975.

Вернуться к началу