ЛЕ́БЕДЕВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́БЕДЕВ Владимир Васильевич [14(26).5.1891, С.-Петербург – 21.11.1967, Ленинград], рос. живописец, график, нар. худ. РСФСР (1966), чл.-корр. АХ СССР (1967). Учился в С.-Петербурге – в батальной мастерской Ф. А. Рубо при АХ (1910–11), школе живописи, рисования и скульптуры М. Д. Бернштейна и Л. В. Шервуда (1912–16). Сотрудничал в журналах «Сатирикон», «Новый Сатирикон» и «Аргус» (1910-е гг.). Один из основателей петрогр. «Окон РОСТА» (1919–22), для которых создал ок. 600 плакатов.
В раннем творчестве, находясь под влиянием идей Ж. Брака и В. Е. Татлина, осмысливал материал как первоэлемент худож. формы, используя в живописи предметные фактуры (металл, дерево): «Натюрморт с палитрой» (1919), «Натюрморт с пилой» (1920, оба – в ГРМ). В графич. сериях («Прачки», 1920–25; «Панель революции», 1922; «Новый быт», 1924; «НЭП», «Любовь шпаны», обе 1926–27) сочетал приёмы кубизма и неопримитивизма. Возглавлял худож. редакцию Детгиза (1924–33). Смелый экспериментатор в области детской книжной иллюстрации, Л. считал её столь же значимой, как сам текст произведения. Среди оформленных им книг – «Слонёнок» Р. Киплинга (1921), мн. издания С. Я. Маршака («Цирк», «Вчера и сегодня», «О глупом мышонке», все 1925; «Усатый полосатый», 1930, и др.). Эти работы отличает изобретательность, лаконичность худож. языка, занимательность. С огромным мастерством исполнена серия «Танцовщица» (1927, ГРМ), в которой импровизация сочетается со строгой продуманностью. Живописная природа дарования Л. раскрылась в портретах 2-й пол. 1920–30-х гг. (Н. С. Надеждиной, 1927; Т. В. Шишмарёвой, 1934; «Женщина с гитарой», 1930; серия акварельных портретов «Девушки с букетами», 1933; все – в ГРМ); в них проявились черты импрессионистич. трактовки формы. Член-учредитель об-ва «Четыре искусства» (1924).
В 1930-е гг. манера художника меняется под воздействием офиц. иск-ва. После публикации ст. «О художниках-пачкунах» в газ. «Правда» (1.3.1936) был обвинён в «формализме». Его работы становятся всё более усреднёнными, теряют острую индивидуальность. Во время войны жил в Москве и работал в «Окнах ТАСС» (1942–45). В послевоенный период продолжал заниматься книжной иллюстрацией [«Откуда стол пришёл?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С. Я. Маршака, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1948)]. Преподавал в петрогр. ГСХМ (1918–21; проф.).