МАЯКО́ВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЯКО́ВСКИЙ Владимир Владимирович [7(19).7.1893, с. Багдади Кутаисской губ. – 14.4.1930, Москва], рус. поэт, драматург, живописец, график. Сын обедневшего дворянина, служившего лесничим. После смерти отца семья М. переехала в Москву (1906). В нач. 1908 вступил в РСДРП(б), вёл агитацию среди рабочих; в 1908–09 трижды подвергался аресту, провёл 11 мес в Бутырской тюрьме, где в 1909 написал много стихов, отобранных у М. по выходе на свободу. Именно 1909 М. считал началом своей поэтич. деятельности. В 1910 занимался живописью у С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911–14 учился в МУЖВЗ, где сблизился с Д. Д. Бурлюком (оба были отчислены за публичные выступления) и В. Н. Чекрыгиным. С 1912 принимал активное участие в леворадикальных модернистских выставках и диспутах «Бубнового валета» и «Союза молодёжи», скандальных акциях футуристов. Критика отмечала его «Самопортрет», составленный из цилиндра, перчаток и трости, и кубистич. полотно «Рулетка» с наклеенными картами (оба 1915, Музей В. В. Маяковского, Москва). Первые стихи напечатал в дек. 1912 в альм. «Пощёчина общественному вкусу» (дек. 1912; «Ночь», «Утро»); там же был опубликован одноим. манифест «Гилеи», подписанный М. совм. с Д. Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и А. Е. Кручёных (отд. изд. – 1913), провозглашавший разрыв с традициями рус. классич. лит-ры и словотворчество, адекватное эпохе технич. новшеств. В мае 1913 вышел отд. изданием цикл стихотворений «Я» – первая книга М. (принял участие также в её оформлении). Выступил режиссёром и исполнителем гл. роли в постановке собств. трагедии «Владимир Маяковский» (в дек. 1913 в петерб. театре «Луна-парк»; декорации П. Н. Филонова, И. С. Школьника; изд. в 1914), в которой выразилось эклектичное мировоззрение М., сочетавшее элементы православия и христ. ересей, идеи богостроительства и человекобожия, ветхозаветное мессианство, «утопию времени» Хлебникова и стихийно-романтически воспринятый марксизм. Уже ранние стихотворения, отразившие интерес М. к гиперболич. образам поэзии У. Уитмена, демонстративному антиэстетизму и эпатажному кощунствованию франц. «проклятых поэтов» (Ш. Бодлер, Т. Корбьер, А. Рембо), отмечены предельной обнажённостью чувства, откровенной автобиографичностью, прямым обращением к аудитории как оппоненту, утверждением права художника на метафорич. преображение действительности: «Мы», «Нате!» (оба 1913), «Послушайте!» (1914) и др. Декларировав размежевание с эстетикой рус. символизма, М. до 1914 находился под влиянием А. Белого. Продолжая его эксперименты в области поэтики, М. усиливал интонац. акцентированность и декламационность стиха (разбивка «в столбик» – по интонац. отрезкам; «лесенка» М. – разбивка стиха на интонац. отрезки с внутр. рифмовкой – появится позже, с 1923), что соответствовало установке футуристов на произносимое слово.
В нояб. – дек. 1914 вёл отдел лит. критики в газ. «Новь». В 1915–19 жил в Петрограде; посещал худож.-артистич. кабаре «Бродячая собака», сотрудничал в лит.-худож. ж. «Новый Сатирикон», газ. «Новая жизнь». Летом 1915 познакомился с О. М. и Л. Ю. Бриками, ставшими спутниками всей его жизни. Любовь к Л. Ю. Брик – источник мн. стихотворений и поэм М. В 1912–17 стихи М., подвергавшиеся в печати значит. цензурным сокращениям, бытовали преим. в устной форме, благодаря выступлениям поэта; для массовой аудитории М. «был уличным происшествием» (Ю. Н. Тынянов. «О Маяковском. Памяти поэта», 1930). Начавшаяся 1-я мировая война вызвала у М. подъём мощного патриотич. чувства [стих. «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер» (оба 1914), «Я и Наполеон», 1915], на смену которому вскоре пришло восприятие войны как величайшего преступления против человека (стих. «Вам!», 1915). Антибуржуазным протестом проникнут цикл сатирич. гимнов 1915 («Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн обеду»). В 1915 опубликована первая поэма М. – «Облако в штанах», где на первый план выходит тема бунта лирич. героя против мироздания и его творца. В 1916 появляется первая книга «избранного» М. – сб. «Простое как мычание», а также шедевр его любовной лирики – поэма «Флейта-позвоночник», в которой впервые возникает мотив самоубийства, ставший впоследствии постоянным. Богоборчество и утопич. антропоцентризм М. достигают апогея в поэмах «Война и мир» (отд. изд. – 1917) и «Человек» (отд. изд. – 1918).
После Февр. и Окт. революций 1917 определяющими для творчества М. становятся пафос романтич. насилия над временем и историей, противопоставление нетерпеливо ожидаемого либо созидаемого с нуля будущего – враждебному, «мещанскому» прошлому [стих. «Левый марш», «Приказ по армии искусств» (оба 1918); пьеса «Мистерия-буфф» (пост. в 1918, 2-я ред. – в 1921, обе – реж. В. Э. Мейерхольд)]. Для творчества М. 1920-х гг. характерна оптимистич. тональность, соответствовавшая эмоциональному подъёму поэта, устремившегося вместе со своим народом к построению общества социальной справедливости: поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923), «Владимир Ильич Ленин» (1924; отд. изд. – 1925), «Хорошо!» (отд. изд. – 1927) и др. Своё участие в строительстве «новой жизни» М. видел в приближении стиха к «потребителю искусства»; отсюда жанровое разнообразие его творчества: сценарии и кинороли (в фильмах «Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Закованная фильмой», все – 1918), агитплакаты («Окна РОСТА», 1919–22) в форме частушек с рисунками, рекламные стихи, лозунги для оформления улиц. Выполненная М. торговая реклама «Нигде кроме как в Моссельпроме» была удостоена серебряной медали на Междунар. выставке совр. декоративных искусств и пром-сти в Париже (1925). Организатор (дек. 1922) и руководитель объединения «Левый фронт искусств». В 1923–25 возглавлял журнал футуристов «ЛЕФ».
С 1923 часто выезжал с выступлениями по городам СССР и за рубеж (Латвия, Германия, Франция, Польша, Чехословакия). Впечатления от посещения США в 1925 нашли отражение в цикле «Стихи об Америке» (в т. ч. «Бродвей», «Бруклинский мост», оба 1925, и др.) и кн. очерков «Моё открытие Америки» (1925), где создан иронический образ Америки как страны мещанства и обывательщины, ассоциировавшихся М. с отвергаемым прошлым. Со 2-й пол. 1920-х гг. в творчестве М. преобладают сатирич. произведения. В комедиях-антиутопиях «Клоп» (1928, пост. в 1929) и «Баня» (1929, пост. в 1930; обе – реж. В. Э. Мейерхольд) мечта о прекрасном будущем отягощена опасениями за душу отд. человека. Размышления М. о творчестве выразились в поэме «Во весь голос» (1930), где поэт добровольно отрекается от своего лирич. «я» во имя дела революции, в статьях о лит-ре («Как делать стихи», 1926), автобиографич. повести «Я сам» (1922, 2-я ред. – 1928; экранизирована в 1958).
М. болезненно переживал расхождение революц. идеалов с действительным развитием событий в Сов. России. По офиц. версии, М. покончил с собой. В последние годы активно разрабатывается версия политич. убийства М. (В. И. Скорятин и др.), косвенно подкрепляемая публикацией разрозненных материалов следственного дела о гибели М. (т. н. ежовской папки).