Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЯКО́ВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 436-437

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Селезнёв
В. В. Маяковский. Фото. 1915.

МАЯКО́ВСКИЙ Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич [7(19).7.1893, с. Ба­гда­ди Ку­та­ис­ской губ. – 14.4.1930, Мо­ск­ва], рус. по­эт, дра­ма­тург, жи­во­пи­сец, гра­фик. Сын обед­нев­ше­го дво­ря­ни­на, слу­жив­ше­го лес­ни­чим. По­сле смер­ти от­ца се­мья М. пе­рееха­ла в Мо­ск­ву (1906). В нач. 1908 всту­пил в РСДРП(б), вёл аги­та­цию сре­ди ра­бо­чих; в 1908–09 три­ж­ды под­вер­гал­ся аре­сту, про­вёл 11 мес в Бу­тыр­ской тюрь­ме, где в 1909 на­пи­сал мно­го сти­хов, ото­бран­ных у М. по вы­хо­де на сво­бо­ду. Имен­но 1909 М. счи­тал на­ча­лом сво­ей по­этич. дея­тель­но­сти. В 1910 за­ни­мал­ся жи­во­пи­сью у С. Ю. Жу­ков­ско­го и П. И. Ке­ли­на. В 1911–14 учил­ся в МУЖВЗ, где сбли­зил­ся с Д. Д. Бур­лю­ком (оба бы­ли от­чис­ле­ны за пуб­лич­ные вы­сту­п­ле­ния) и В. Н. Че­кры­ги­ным. С 1912 при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в ле­во­ра­ди­каль­ных мо­дер­ни­ст­ских вы­став­ках и дис­пу­тах «Буб­но­во­го ва­ле­та» и «Сою­за мо­ло­дё­жи», скан­даль­ных ак­ци­ях фу­ту­ри­стов. Кри­ти­ка от­ме­ча­ла его «Са­мо­порт­рет», со­став­лен­ный из ци­лин­д­ра, пер­ча­ток и тро­сти, и ку­би­стич. по­лот­но «Ру­лет­ка» с на­кле­ен­ны­ми кар­та­ми (оба 1915, Му­зей В. В. Мая­ков­ского, Мо­ск­ва). Пер­вые сти­хи на­пе­ча­тал в дек. 1912 в альм. «По­щё­чи­на об­ще­ст­вен­но­му вку­су» (дек. 1912; «Ночь», «Ут­ро»); там же был опуб­ли­ко­ван од­но­им. ма­ни­фест «Ги­леи», под­пи­сан­ный М. совм. с Д. Д. Бур­лю­ком, В. Хлеб­ни­ко­вым и А. Е. Кру­чё­ных (отд. изд. – 1913), про­воз­гла­шав­ший раз­рыв с тра­ди­ция­ми рус. клас­сич. лит-ры и сло­во­твор­че­ст­во, аде­к­ват­ное эпо­хе тех­нич. нов­шеств. В мае 1913 вы­шел отд. из­да­ни­ем цикл сти­хо­тво­ре­ний «Я» – пер­вая кни­га М. (при­нял уча­стие так­же в её оформ­ле­нии). Вы­сту­пил ре­жис­сё­ром и ис­пол­ни­те­лем гл. ро­ли в по­ста­нов­ке собств. тра­ге­дии «Вла­ди­мир Мая­ков­ский» (в дек. 1913 в пе­терб. те­ат­ре «Лу­на-парк»; де­ко­ра­ции П. Н. Фи­ло­но­ва, И. С. Школь­ни­ка; изд. в 1914), в ко­то­рой вы­ра­зи­лось эк­лек­тич­ное ми­ро­воз­зре­ние М., со­че­тав­шее эле­мен­ты пра­во­сла­вия и христ. ере­сей, идеи бо­го­строи­тель­ст­ва и че­ло­ве­ко­бо­жия, вет­хо­за­вет­ное мес­си­ан­ст­во, «уто­пию вре­ме­ни» Хлеб­ни­ко­ва и сти­хий­но-ро­ман­ти­че­ски вос­при­ня­тый мар­ксизм. Уже ран­ние сти­хо­тво­ре­ния, от­ра­зив­шие ин­те­рес М. к ги­пер­бо­лич. об­раз­ам по­эзии У. Уит­ме­на, де­мон­ст­ра­тив­но­му ан­ти­эс­те­тиз­му и эпа­таж­но­му ко­щун­ст­во­ва­нию франц. «проклятых по­этов» (Ш. Бод­лер, Т. Кор­бь­ер, А. Рем­бо), от­ме­че­ны пре­дель­ной об­на­жён­но­стью чув­ст­ва, от­кро­вен­ной ав­то­био­гра­фич­но­стью, пря­мым об­ра­ще­ни­ем к ау­ди­то­рии как оп­по­нен­ту, ут­вер­жде­ни­ем пра­ва ху­дож­ни­ка на ме­та­фо­рич. пре­об­ра­же­ние дей­ст­ви­тель­но­сти: «Мы», «На­те!» (оба 1913), «По­слу­шай­те!» (1914) и др. Дек­ла­ри­ро­вав раз­ме­же­ва­ние с эс­те­ти­кой рус. сим­во­лиз­ма, М. до 1914 на­хо­дил­ся под влия­ни­ем А. Бе­ло­го. Про­дол­жая его экс­пе­ри­мен­ты в об­лас­ти по­эти­ки, М. уси­ли­вал ин­то­нац. ак­цен­ти­ро­ван­ность и дек­ла­ма­ци­он­ность сти­ха (раз­бив­ка «в стол­бик» – по ин­то­нац. от­рез­кам; «ле­сен­ка» М. – раз­бив­ка сти­ха на ин­то­нац. от­рез­ки с внутр. риф­мов­кой – поя­вит­ся поз­же, с 1923), что со­от­вет­ст­во­ва­ло ус­та­нов­ке фу­ту­ри­стов на про­из­но­си­мое сло­во.

В. В. Маяковский. «Автопортрет». 1918. Частное собрание.

В но­яб. – дек. 1914 вёл от­дел лит. кри­ти­ки в газ. «Новь». В 1915–19 жил в Пет­ро­гра­де; по­се­щал ху­дож.-ар­ти­стич. ка­ба­ре «Бро­дя­чая со­ба­ка», со­труд­ни­чал в лит.-ху­дож. ж. «Но­вый Са­ти­ри­кон», газ. «Но­вая жизнь». Ле­том 1915 по­зна­ко­мил­ся с О. М. и Л. Ю. Бри­ка­ми, став­ши­ми спут­ни­ка­ми всей его жиз­ни. Лю­бовь к Л. Ю. Брик – ис­точ­ник мн. сти­хо­тво­ре­ний и по­эм М. В 1912–17 сти­хи М., под­вер­гав­шие­ся в пе­ча­ти зна­чит. цен­зур­ным со­кра­ще­ни­ям, бы­то­ва­ли пре­им. в уст­ной фор­ме, бла­го­да­ря вы­сту­п­ле­ни­ям по­эта; для мас­со­вой ау­ди­то­рии М. «был улич­ным про­ис­ше­ст­ви­ем» (Ю. Н. Ты­ня­нов. «О Мая­ков­ском. Па­мя­ти по­эта», 1930). На­чав­шая­ся 1-я ми­ро­вая вой­на вы­зва­ла у М. подъ­ём мощ­но­го пат­рио­тич. чув­ст­ва [стих. «Вой­на объ­яв­ле­на», «Ма­ма и уби­тый нем­ца­ми ве­чер» (оба 1914), «Я и На­по­ле­он», 1915], на сме­ну ко­то­ро­му вско­ре при­шло вос­при­ятие вой­ны как ве­ли­чай­ше­го пре­сту­п­ле­ния про­тив че­ло­ве­ка (стих. «Вам!», 1915). Ан­ти­бур­жу­аз­ным про­тес­том про­ник­нут цикл са­ти­рич. гим­нов 1915 («Гимн су­дье», «Гимн учё­но­му», «Гимн обе­ду»). В 1915 опуб­ли­ко­ва­на пер­вая по­эма М. – «Об­ла­ко в шта­нах», где на пер­вый план вы­хо­дит те­ма бун­та ли­рич. ге­роя про­тив ми­ро­зда­ния и его твор­ца. В 1916 по­яв­ля­ет­ся пер­вая кни­га «из­бран­но­го» М. – сб. «Про­стое как мы­ча­ние», а так­же ше­девр его лю­бов­ной ли­ри­ки – по­эма «Флей­та-по­зво­ноч­ник», в ко­то­рой впер­вые воз­ни­ка­ет мо­тив са­мо­убий­ст­ва, став­ший впо­след­ст­вии по­сто­ян­ным. Бо­го­бор­че­ст­во и уто­пич. ан­тро­по­цен­тризм М. до­сти­га­ют апо­гея в по­эмах «Вой­на и мир» (отд. изд. – 1917) и «Че­ло­век» (отд. изд. – 1918).

В. В. Маяковский. «Товарищи! Почему в Европе до сих пор нет Советов, а буржуи у власти?». Плакат РОСТа № 539. 1920. Российский государственный архив литературы и искусства (Москва).

По­сле Февр. и Окт. ре­во­лю­ций 1917 оп­ре­де­ляю­щи­ми для твор­че­ст­ва М. ста­но­вят­ся па­фос ро­ман­тич. на­си­лия над вре­ме­нем и ис­то­ри­ей, про­ти­во­пос­тав­ле­ние не­тер­пе­ли­во ожи­дае­мо­го ли­бо со­зидае­мо­го с ну­ля бу­ду­ще­го – вра­ж­деб­но­му, «ме­щан­ско­му» про­шло­му [стих. «Ле­вый марш», «При­каз по ар­мии ис­кусств» (оба 1918); пье­са «Мис­те­рия-буфф» (пост. в 1918, 2-я ред. – в 1921, обе – реж. В. Э. Мей­ер­хольд)]. Для твор­че­ст­ва М. 1920-х гг. ха­рак­тер­на оп­ти­ми­стич. то­наль­ность, со­от­вет­ст­во­вав­шая эмо­цио­наль­но­му подъ­ё­му по­эта, уст­ре­мив­ше­го­ся вме­сте со сво­им на­ро­дом к по­строе­нию об­ще­ст­ва со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти: по­эмы «Люб­лю» (1922), «Про это» (1923), «Вла­ди­мир Иль­ич Ле­нин» (1924; отд. изд. – 1925), «Хо­ро­шо!» (отд. изд. – 1927) и др. Своё уча­стие в строи­тель­ст­ве «но­вой жиз­ни» М. ви­дел в при­бли­же­нии сти­ха к «по­тре­бите­лю ис­кус­ст­ва»; от­сю­да жан­ро­вое раз­но­об­ра­зие его твор­че­ст­ва: сце­на­рии и ки­но­ро­ли (в филь­мах «Не для де­нег ро­див­ший­ся», «Ба­рыш­ня и ху­ли­ган», «За­ко­ван­ная филь­мой», все – 1918), агит­пла­ка­ты («Ок­на РОСТА», 1919–22) в фор­ме час­ту­шек с ри­сун­ка­ми, рек­лам­ные сти­хи, ло­зун­ги для оформ­ле­ния улиц. Вы­пол­нен­ная М. тор­го­вая рек­ла­ма «Ни­где кро­ме как в Мос­сельп­ро­ме» бы­ла удо­стое­на се­реб­ря­ной ме­да­ли на Ме­ж­ду­нар. вы­став­ке совр. де­ко­ра­тив­ных ис­кусств и пром-сти в Па­ри­же (1925). Ор­га­ни­за­тор (дек. 1922) и руководитель объ­е­ди­не­ния «Ле­вый фронт ис­кусств». В 1923–25 воз­глав­лял жур­нал фу­ту­ри­стов «ЛЕФ».

С 1923 час­то вы­ез­жал с вы­сту­п­ле­ния­ми по го­ро­дам СССР и за ру­беж (Лат­вия, Гер­ма­ния, Фран­ция, Поль­ша, Че­хо­сло­ва­кия). Впе­чат­ле­ния от по­се­ще­ния США в 1925 на­шли от­ра­же­ние в цик­ле «Сти­хи об Аме­ри­ке» (в т. ч. «Брод­вей», «Брук­лин­ский мост», оба 1925, и др.) и кн. очер­ков «Моё от­кры­тие Аме­ри­ки» (1925), где соз­дан иро­ни­че­ский образ Аме­ри­ки как стра­ны ме­щан­ст­ва и обы­ва­тель­щи­ны, ас­со­ции­ро­вав­ших­ся М. с от­вер­гае­мым про­шлым. Со 2-й пол. 1920-х гг. в твор­че­ст­ве М. пре­об­ла­да­ют са­ти­рич. про­из­ве­де­ния. В ко­ме­ди­ях-ан­ти­уто­пи­ях «Клоп» (1928, пост. в 1929) и «Ба­ня» (1929, пост. в 1930; обе – реж. В. Э. Мей­ер­хольд) меч­та о пре­крас­ном бу­ду­щем отя­го­ще­на опа­се­ния­ми за ду­шу отд. че­ло­ве­ка. Раз­мыш­ле­ния М. о твор­че­ст­ве вы­ра­зи­лись в по­эме «Во весь го­лос» (1930), где по­эт доб­ро­воль­но от­ре­ка­ет­ся от сво­его ли­рич. «я» во имя де­ла ре­во­лю­ции, в стать­ях о лит-ре («Как де­лать сти­хи», 1926), ав­то­био­гра­фич. по­вес­ти «Я сам» (1922, 2-я ред. – 1928; эк­ра­ни­зиро­ва­на в 1958).

М. бо­лез­нен­но пе­ре­жи­вал рас­хо­ж­де­ние ре­во­люц. идеа­лов с дей­ст­ви­тель­ным раз­ви­ти­ем со­бы­тий в Сов. Рос­сии. По офиц. вер­сии, М. по­кон­чил с со­бой. В по­след­ние го­ды ак­тив­но раз­ра­ба­ты­вает­ся вер­сия по­ли­тич. убий­ст­ва М. (В. И. Ско­ря­тин и др.), кос­вен­но под­кре­п­ляе­мая пуб­ли­ка­ци­ей раз­роз­нен­ных ма­те­риа­лов след­ст­вен­но­го де­ла о ги­бе­ли М. (т. н. ежов­ской пап­ки).

Соч.: Собр. соч. М.; Л., 1928–1933. Т. 1–10; Полн. собр. соч. М., 1955–1961. Т. 1–13; Со­чи­не­ния: В 2 т. М., 1987–1988; Сти­хо­тво­ре­ния. По­эмы. Пье­сы. М., 2009.

Лит.: Шклов­ский В. О Мая­ков­ском. М., 1940; Но­вое о Мая­ков­ском. М., 1958; В. Мая­ков­ский в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. М., 1963; Мая­ков­ский в вос­по­ми­на­ни­ях род­ных и дру­зей. М., 1968; Хард­жи­ев Н. И., Тре­нин В. В. По­эти­че­ская куль­ту­ра Мая­ков­ско­го. М., 1970; Brown E. J. Mayakovski: a poet in the revolution. Princeton, 1973; Пер­цов В. О. Мая­ков­ский. Жизнь и твор­че­ст­во. 3-е изд. М., 1976. Т. 1–3; Ка­та­нян В. А. Мая­ков­ский: Хро­ни­ка жиз­ни и дея­тель­но­сти. 5-е изд. М., 1985; Се­лез­нев Л. А. «Един­ст­вен­ный та­лант­ли­вый из крас­ных по­этов…»: «Бе­лая» пе­чать о В. Мая­ков­ском: 1918–1922 // Биб­лио­гра­фия. 2000. № 3; Ка­цис Л. Ф. В. Мая­ков­ский: по­эт в ин­тел­лек­ту­аль­ном кон­тек­сте эпо­хи. М., 2004; «В том, что уми­раю, не ви­ни­те ни­ко­го»? След­ст­вен­ное де­ло В. В. Мая­ков­ско­го: До­ку­мен­ты. Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков. М., 2005; Твор­че­ст­во В. В. Мая­ков­ско­го в на­ча­ле XXI в.: но­вые за­да­чи и пу­ти ис­сле­до­ва­ния. М., 2008; Ка­раб­чи­ев­ский Ю. А. Вос­кре­се­ние Мая­ков­ско­го. М., 2008; Ру­мян­це­ва Н. Л. Воз­мож­но, бы­ло так: вер­сия смер­ти В. Мая­ков­ско­го // Но­вый мир. 2009. № 8; Ско­ря­тин В. И. Тай­на ги­бе­ли В. Мая­ков­ско­го. 2-е изд. М., 2009; Янг­фельдт Б. Став­ка – жизнь: В. Мая­ков­ский и его круг. М., 2009; Брик Л. Ю. При­стра­ст­ные рас­ска­зы: вос­по­ми­на­ния, днев­ни­ки. Н. Нов­го­род, 2011.

Вернуться к началу