Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕКРЫ́ГИН ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Авторы: В. А. Кулаков
ГМИИ им. А.С. Пушкина В.Н. Чекрыгин. Композиция из цикла «Воскрешение мёртвых». Бумага, уголь. 1922. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва).

ЧЕКРЫ́ГИН Ва­си­лий Ни­ко­лае­вич [6(18).1.1897, Жиз­д­ра – 3.6.1922, ст. Ма­мон­тов­ка, Моск. губ.], рос. гра­фик. Учил­ся в ико­но­пис­ной шко­ле при Кие­во-Пе­чер­ской лав­ре (1906–10), в МУЖВЗ (1910–1914; не окон­чил) у Н. А. Ка­сат­ки­на. Ис­пол­нил ли­то­гра­фии к 1-й кни­ге сти­хо­тво­ре­ний В. В. Мая­ков­ско­го «Я!» (1913; совм. с Л. Ф. Же­ги­ным). В 1914 пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе (с Же­ги­ным); в 1915–1916 на фрон­те. Жил в Мо­ск­ве (с 1917) и Кие­ве (1918–19), где по­се­щал мас­тер­скую А. А. Экс­тер. Один из ос­но­ва­те­лей об-ва «Ма­ко­вец» (1921). Ис­пы­тал влия­ние идей Н. Ф. Фё­до­ро­ва; от­час­ти – лу­чиз­ма и при­ми­ти­виз­ма. Ри­сун­ки Ч. (уголь, гра­фит, ка­ран­даш, чер­ни­ла, сан­ги­на; ГМИИ, ГТГ, ГРМ и др.; все­го ок. 1,5 тыс.) на­де­ле­ны внутр. мо­ну­мен­таль­но­стью, «кос­ми­че­ским» па­фо­сом и ви­зио­нер­ст­вом (цик­лы «Пе­ре­се­ле­ние лю­дей в кос­мос», «Вос­кре­ше­ние мёрт­вых», «Вос­ста­ние», «Го­лод в По­вол­жье» и др.; все – нач. 1920-х гг.). Офор­мил спек­такль «Прин­цес­са Ту­ран­дот» по К. Гоц­ци (1920, Дет­ский те­атр, Мо­ск­ва); так­же пи­сал порт­ре­ты, пей­за­жи; ис­пол­нял эс­ки­зы для фре­сок.

Лит.: Ле­ви­тин Е. С. В. Н. Че­кры­гин: Ри­сун­ки. М., 1969; Же­гин Л. Ф. Вос­по­ми­на­ния о В. Н. Че­кры­ги­не // Па­но­ра­ма ис­кусств. М., 1987. Вып. 10; Му­ри­на Е., Ра­ки­тин В. В. Н. Че­кры­гин. М., 2005.

Вернуться к началу