«МА́КОВЕЦ»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«МА́КОВЕЦ», объединение моск. художников (1921–26). Название происходит от холма Маковец, на котором Сергий Радонежский основал Троицкий мон. (будущую Троице-Сергиеву лавру – «средоточенную возвышенность русской культуры», по выражению П. А. Флоренского). До 1924 Союз художников и поэтов «Искусство–жизнь». Членами объединения были В. С. Барт, П. И. Бромирский (включён посмертно), С. В. Герасимов, Н. М. Григорьев, Л. Ф. Жегин, И. Ф. Завьялов, К. К. Зефиров, К. Н. Истомин, Е. О. Машкевич, Н. Х. Максимов, В. Е. Пестель, М. С. Родионов, С. М. Романович, Н. В. Синезубов, А. В. Фонвизин, В. Н. Чекрыгин (идеолог движения), Н. М. Чернышёв, А. В. Шевченко, А. С. Ястржембский и др. В создании объединения участвовали также литераторы, ранее (в 1914–16) группировавшиеся вокруг ж. «Млечный путь»: П. А. Флоренский, Амфиан Решетов (Н. Н. Барютин), Н. М. Рудин, А. М. Чернышёв.
Рассматривая иск-во как отражение гармонии и внутр. порядка, заложенных в мире и в человеческой душе, художники «М.» тяготели к филос. обобщённости, космизму (под влиянием идей Н. Ф. Фёдорова), многозначности и драматич. насыщенности образов. Обращались к традициям романтизма и символизма, др.-рус. живописи и лубка; стремились к синтезу изобразит. иск-ва, лит-ры, философии и науки. «М.» организовал 4 выставки (1922, 1924, 1925, 1925–26); в каталоге первой из них опубликован манифест объединения («Наш пролог»), написанный В. Н. Чекрыгиным. В одноим. журнале (1922; вышло 2 номера) печатались работы П. А. Флоренского [«Храмовое действо, как синтез искусств», «Небесные знамения (размышления о символике цветов)»], В. Н. Чекрыгина («О намечающемся новом этапе общеевропейского искусства»), С. М. Романовича («О реализме»); стихи П. Г. Антокольского, Н. Н. Асеева, К. А. Большакова, Б. Л. Пастернака, В. В. Хлебникова. Часть художников «М.» впоследствии организовала об-во «Путь живописи» (1927–30).