Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАСТЕРНА́К БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 423-424

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Пастернак

ПАСТЕРНА́К Бо­рис Ле­о­ни­до­вич [29.1(10.2).1890, Мо­ск­ва – 30.5.1960, пос. Пе­ре­дел­ки­но, ны­не в чер­те г. Мо­ск­ва], рус. по­эт, про­за­ик, пе­ре­во­дчик. Сын ху­дож­ни­ка Л. О. Пас­тер­на­ка и пиа­ни­ст­ки Р. И. Ка­уф­ман. По­сле зна­ком­ст­ва с А. Н. Скря­би­ным (1903) брал ча­ст­ные уро­ки ком­по­зи­ции у Ю. Д. Эн­ге­ля и Р. М. Гли­эра. К 1909 от­но­сят­ся пер­вые на­бро­ски П. в сти­хах и про­зе. В 1909 по­сту­пил на фи­лос. от­де­ле­ние ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-та Моск. ун-та; лет­ний се­местр 1912 про­вёл в Мар­бург­ском ун-те, где за­ни­мал­ся под рук. проф. Г. Ко­ге­на; окон­чил Моск. ун-т в 1913. По­се­щал кру­жок по изу­че­нию сим­во­лиз­ма при изд-ве «Му­са­гет», где в 1913 про­чёл док­лад «Сим­во­лизм и бес­смер­тие», ут­вер­ждав­ший субъ­ек­тив­ность вос­при­ятия как глав­ное со­дер­жа­ние иск-ва. В том же го­ду де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти как по­эт.

Пер­вая по­этич. кн. – «Близ­нец в ту­чах» (1914). Ран­нюю ли­ри­ку П., от­ра­зив­шую влия­ние сим­во­лиз­ма (пре­им. А. А. Бло­ка), от­ли­ча­ет экс­прес­сив­но-им­прес­сио­ни­стич­ный стиль, про­ни­зан­ный да­лё­ки­ми ас­со­циа­ция­ми и край­не ус­лож­нён­ной ме­та­фо­ри­кой, в ко­то­рой об­ра­зы внеш­не­го ми­ра ста­но­вят­ся «ме­то­ни­ми­че­ски­ми вы­ра­же­ния­ми ли­ри­че­ско­го "я"» (Р. О. Якоб­сон). В 1914 во­шёл в близ­кую фу­ту­риз­му по­этич. груп­пу «Цен­три­фу­га». Зна­чит. со­бы­ти­ем ста­ла встре­ча с В. В. Мая­ков­ским в мае 1914; стро­ка из стих. «Пе­тер­бург» (1915), в ко­то­ром П. вы­ра­зил вос­хи­ще­ние пе­ред рву­щим пре­гра­ды свое­во­ли­ем ге­ния, да­ла на­зва­ние но­вой по­этич. кни­ге – «По­верх барь­е­ров» (1917). В янв. 1916 П. уе­хал на Урал, в пос. Все­во­ло­до-Виль­ва Со­ли­кам­ско­го у. Перм­ской губ. (ны­не Алек­сан­д­ров­ский р-н Перм­ско­го края) рабо­тать кон­тор­щи­ком хи­мич. за­во­дов. Зи­му 1916/17 про­вёл в При­ка­мье, в с. Ти­хие Го­ры Ела­буж­ско­го у. Вят­ской губ. (ны­не в чер­те г. Мен­де­ле­евск), где за­ве­до­вал служ­бой во­ен.-учёт­но­го сто­ла. Уз­нав о Февр. ре­во­лю­ции 1917, вер­нул­ся в Мо­ск­ву.

Лит. при­зна­ние П. при­нес­ла по­этич. кн. «Се­ст­ра моя жизнь» (1922), в ко­то­рую во­шла лю­бов­ная ли­ри­ка ле­та 1917, про­ник­ну­тая чув­ст­вом слия­ния с ми­ром при­ро­ды и иде­ей при­ятия жиз­ни; ощу­ще­ние све­же­сти и лёг­ко­сти до­сти­га­ет­ся рит­мич. ри­сун­ком сти­ха, не вы­хо­дя­щим за рам­ки клас­сич. раз­ме­ров, ин­тен­сив­но­стью и эмо­цио­наль­но­стью об­ра­зов, при­хот­ли­вой из­ло­ман­но­стью син­так­си­са. В 1922 опуб­ли­ко­вал по­весть «Дет­ст­во Лю­верс», на­пи­сан­ную осе­нью 1917 и за­ду­ман­ную как на­ча­ло ро­ма­на о ду­хов­ном ста­нов­ле­нии де­воч­ки, где идея «третье­го ли­ца» ста­ла центр. мо­мен­том ос­вое­ния ми­ра. Сти­хо­тво­ре­ния ли­рич. кн. «Те­мы и варь­я­ции» (Бер­лин, 1923) не­сут на се­бе пе­чать ду­шев­но­го раз­ла­да и раз­оча­ро­ва­ний осе­ни и зи­мы 1917; стих. «Рус­ская ре­во­лю­ция» (1917), не вклю­чён­ное в кни­гу по цен­зур­ным со­об­ра­же­ни­ям, со­дер­жа­ло рез­кий от­клик П. на Окт. ре­во­лю­цию 1917 и ре­ши­тель­ное не­при­ятие на­си­лия.

По­сле по­лу­го­до­во­го пре­бы­ва­ния в Бер­ли­не (зи­мой 1922/23) П. при­нял уча­стие в ж. «ЛЕФ» (см. «Ле­вый фронт ис­кусств»), опуб­ли­ко­вав там стих. «1 мая» (1923) и по­эму «Вы­со­кая бо­лезнь» (1924, 2-я ред. – 1928), пе­ре­даю­щие мрач­ную ат­мо­сфе­ру вре­ме­ни, смяг­чён­ную на­де­ж­да­ми на гря­ду­щее про­свет­ле­ние. Ис­то­ри­ко-ре­во­люц. по­эмы «Де­вять­сот пя­тый год» (1925–26) и «Лей­те­нант Шмидт» (1926–27) за­кре­пи­ли за П. ста­тус сов. по­эта. В 1927 вы­шел из груп­пы ЛЕФ, от­тал­ки­вав­шей его сво­ей «из­бы­точ­ной со­вет­ско­стью» и «уг­не­таю­щим сер­ви­лиз­мом». Кар­ти­ны упад­ка и раз­ру­хи, на­ри­со­ван­ные П. в са­мом зна­чит. про­из­ве­де­нии это­го пе­рио­да – ро­ма­не в сти­хах «Спек­тор­ский» (1931), бы­ли оха­рак­те­ри­зо­ва­ны кри­ти­ка­ми РАПП как «субъ­ек­тив­ный идеа­лизм» (что бы­ло рав­но­силь­но об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­но­сти); то же об­ви­не­ние бы­ло предъ­яв­ле­но и ав­то­био­гра­фич. по­вес­ти «Ох­ран­ная гра­мо­та» (отд. изд., 1931; по­свя­ще­на па­мя­ти Р. М. Риль­ке), где П. из­ло­жил свои воз­зре­ния на сущ­ность иск-ва. Кри­зис, пе­ре­жи­тый П. в кон. 1920-х гг., от­ра­зил­ся от­го­ло­ска­ми те­мы смер­ти в лю­бов­ных сти­хо­тво­ре­ни­ях ли­рич. кн. «Вто­рое ро­ж­де­ние» (1932); вме­сте с тем вос­тор­жен­ное опи­са­ние по­езд­ки в Гру­зию по­зво­ли­ло кри­ти­ке счесть эту кни­гу наи­боль­шим при­бли­же­ни­ем П. к со­циа­ли­стич. идео­ло­гии. В 1933 бы­ли из­да­ны «Сти­хо­тво­ре­ния» (3-е изд., 1936) и сб. по­вес­тей «Воз­душ­ные пу­ти». В 1930-е гг. П. поч­ти не пи­сал ори­ги­наль­ных сти­хов, за­ни­ма­ясь пе­ре­во­да­ми груз. и зап.-ев­роп. по­эзии; в 1935 вы­шла кни­га пе­ре­во­дов П. «Гру­зин­ские ли­ри­ки». Его ак­тив­ное уча­стие в об­ществ. жиз­ни во 2-й пол. 1930-х гг. сме­ни­лось пол­ной пас­сив­но­стью. В 1936 по­се­лил­ся на да­че в Пе­ре­дел­ки­не, где с пе­ре­ры­ва­ми про­жил до кон­ца жиз­ни (в 1986 здесь ос­но­ван Дом-му­зей П.).

Две не­боль­шие по­этич. кни­ги – «На ран­них по­ез­дах» (1943), ку­да во­шли сти­хи пред­во­ен­ных и во­ен. лет, и «Зем­ной про­стор» (1945) – обо­зна­чи­ли по­во­рот П. к «про­яс­не­нию» по­этич. язы­ка. Наи­бо­лее яр­кое во­пло­ще­ние зре­лой ма­не­ры П., от­ме­чен­ной про­зрач­но­стью и выс­шей про­сто­той сти­ля, – сти­хи из ро­ма­на в про­зе «Док­тор Жи­ва­го», опуб­ли­ко­ван­ные в 1954 в ж. «Зна­мя», а так­же цикл «Ко­гда раз­гу­ля­ет­ся» (1956–59, пол­но­стью опубл. в 1989).

Ро­ман «Док­тор Жи­ва­го» (1946–55) о судь­бе рус. ин­тел­ли­ген­та на фо­не тра­гич. со­бы­тий ре­во­лю­ции, Гражд. вой­ны 1917–22 и Вел. Отеч. вой­ны, про­ник­ну­тый иде­ей хри­сти­ан­ско­го гу­ма­низ­ма и вы­ра­жав­ший глу­бо­кое раз­оча­ро­ва­ние П. в идеа­лах ре­во­лю­ции, не мог быть опуб­ли­ко­ван в СССР; он был пе­ре­дан за гра­ни­цу и из­дан на итал. язы­ке в 1957. В 1958 П. при­су­ж­де­на Но­бе­лев­ская пр. (на неё он не­од­но­крат­но вы­дви­гал­ся с 1946). На­чав­шая­ся трав­ля вы­ну­ди­ла П. от­ка­зать­ся от пре­мии (ди­плом вру­чён сы­ну П. в 1989). П. был ис­ключён из СП СССР (1958; вос­ста­нов­лен в 1987, посм.); пре­кра­ти­лись из­да­ния его пе­ре­во­дов, яв­ляв­ших­ся един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком за­ра­бот­ка по­эта. На ро­ди­не П. «Док­тор Жи­ва­го» впер­вые опуб­ли­ко­ван в ж. «Но­вый мир» в 1988 (№ 1–4). Ро­ман не­од­но­крат­но эк­ра­ни­зи­ро­ван (в т. ч. в 1965 реж. Д. Лином­; в 2006 – А. А. Прош­ки­ным).

Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: ав­то­био­гра­фич. про­за «Лю­ди и по­ло­же­ния» (1957, опубл. в 1967), не­оконч. дра­ма «Сле­пая кра­са­ви­ца» (опубл. в 1969); «За­мет­ки к пе­ре­во­дам шек­спи­ров­ских тра­ге­дий» (1956); пе­ре­во­ды со­не­тов, тра­ге­дий, ис­то­рич. хро­ник У. Шек­спи­ра [в т. ч. «Гам­лет» (1941), «Ро­мео и Джуль­ет­та» (1943), «Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра» (1944), «Отел­ло» (1945), «Ген­рих IV» (1948), «Ко­роль Лир» (1949), «Мак­бет» (1950)], про­из­ве­де­ний И. В. Гё­те («Фа­уст», 1953), Р. М. Риль­ке, П. Б. Шел­ли, П. Вер­ле­на, Дж. Кит­са и др.

Соч.: Собр. соч. Ann Arbor, 1958–1961. Т. 1–4; Пе­ре­пис­ка с О. Фрей­ден­берг. N. Y., 1981; Су­ще­ст­во­ва­нья ткань сквоз­ная: Пе­ре­пис­ка с Е. Пас­тер­нак. М., 1997; Полн. собр. соч.: В 11 т. М., 2003–2005; Пись­ма к ро­ди­те­лям и се­ст­рам, 1907–1960. М., 2004.

Лит.: Gifford H. Pasternak: a critical study. N. Y., 1977; Якоб­сон Р. О. За­мет­ки о про­зе по­эта Пас­тер­на­ка // Якоб­сон Р. О. Ра­бо­ты по по­эти­ке. М., 1987; Sendich M. B. Paster­nak: a reference guide. N. Y.; Toronto, 1994; Аль­фон­сов В. Н. По­эзия Б. Пас­тер­на­ка. СПб., 2001; Флейш­ман Л. Б. Пас­тер­нак в два­дца­тые го­ды. СПб., 2003; он же. Б. Пас­тер­нак и ли­те­ра­тур­ное дви­же­ние 1930-х гг. СПб., 2005; Пас­тер­нак Е. Б., Пас­тер­нак Е. В. Жизнь Б. Пас­тер­на­ка. СПб., 2004; Barnes Ch. B. Pas­ter­nak: a literary biography. Camb.; N. Y., 2004. Vol. 1–2; Бы­ков Д. Л. Б. Пас­тер­нак. 12-е изд. М., 2012.

Вернуться к началу