ПАСТЕРНА́К БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАСТЕРНА́К Борис Леонидович [29.1(10.2).1890, Москва – 30.5.1960, пос. Переделкино, ныне в черте г. Москва], рус. поэт, прозаик, переводчик. Сын художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. После знакомства с А. Н. Скрябиным (1903) брал частные уроки композиции у Ю. Д. Энгеля и Р. М. Глиэра. К 1909 относятся первые наброски П. в стихах и прозе. В 1909 поступил на филос. отделение историко-филологич. ф-та Моск. ун-та; летний семестр 1912 провёл в Марбургском ун-те, где занимался под рук. проф. Г. Когена; окончил Моск. ун-т в 1913. Посещал кружок по изучению символизма при изд-ве «Мусагет», где в 1913 прочёл доклад «Символизм и бессмертие», утверждавший субъективность восприятия как главное содержание иск-ва. В том же году дебютировал в печати как поэт.
Первая поэтич. кн. – «Близнец в тучах» (1914). Раннюю лирику П., отразившую влияние символизма (преим. А. А. Блока), отличает экспрессивно-импрессионистичный стиль, пронизанный далёкими ассоциациями и крайне усложнённой метафорикой, в которой образы внешнего мира становятся «метонимическими выражениями лирического "я"» (Р. О. Якобсон). В 1914 вошёл в близкую футуризму поэтич. группу «Центрифуга». Значит. событием стала встреча с В. В. Маяковским в мае 1914; строка из стих. «Петербург» (1915), в котором П. выразил восхищение перед рвущим преграды своеволием гения, дала название новой поэтич. книге – «Поверх барьеров» (1917). В янв. 1916 П. уехал на Урал, в пос. Всеволодо-Вильва Соликамского у. Пермской губ. (ныне Александровский р-н Пермского края) работать конторщиком химич. заводов. Зиму 1916/17 провёл в Прикамье, в с. Тихие Горы Елабужского у. Вятской губ. (ныне в черте г. Менделеевск), где заведовал службой воен.-учётного стола. Узнав о Февр. революции 1917, вернулся в Москву.
Лит. признание П. принесла поэтич. кн. «Сестра моя жизнь» (1922), в которую вошла любовная лирика лета 1917, проникнутая чувством слияния с миром природы и идеей приятия жизни; ощущение свежести и лёгкости достигается ритмич. рисунком стиха, не выходящим за рамки классич. размеров, интенсивностью и эмоциональностью образов, прихотливой изломанностью синтаксиса. В 1922 опубликовал повесть «Детство Люверс», написанную осенью 1917 и задуманную как начало романа о духовном становлении девочки, где идея «третьего лица» стала центр. моментом освоения мира. Стихотворения лирич. кн. «Темы и варьяции» (Берлин, 1923) несут на себе печать душевного разлада и разочарований осени и зимы 1917; стих. «Русская революция» (1917), не включённое в книгу по цензурным соображениям, содержало резкий отклик П. на Окт. революцию 1917 и решительное неприятие насилия.
После полугодового пребывания в Берлине (зимой 1922/23) П. принял участие в ж. «ЛЕФ» (см. «Левый фронт искусств»), опубликовав там стих. «1 мая» (1923) и поэму «Высокая болезнь» (1924, 2-я ред. – 1928), передающие мрачную атмосферу времени, смягчённую надеждами на грядущее просветление. Историко-революц. поэмы «Девятьсот пятый год» (1925–26) и «Лейтенант Шмидт» (1926–27) закрепили за П. статус сов. поэта. В 1927 вышел из группы ЛЕФ, отталкивавшей его своей «избыточной советскостью» и «угнетающим сервилизмом». Картины упадка и разрухи, нарисованные П. в самом значит. произведении этого периода – романе в стихах «Спекторский» (1931), были охарактеризованы критиками РАПП как «субъективный идеализм» (что было равносильно обвинению в контрреволюционности); то же обвинение было предъявлено и автобиографич. повести «Охранная грамота» (отд. изд., 1931; посвящена памяти Р. М. Рильке), где П. изложил свои воззрения на сущность иск-ва. Кризис, пережитый П. в кон. 1920-х гг., отразился отголосками темы смерти в любовных стихотворениях лирич. кн. «Второе рождение» (1932); вместе с тем восторженное описание поездки в Грузию позволило критике счесть эту книгу наибольшим приближением П. к социалистич. идеологии. В 1933 были изданы «Стихотворения» (3-е изд., 1936) и сб. повестей «Воздушные пути». В 1930-е гг. П. почти не писал оригинальных стихов, занимаясь переводами груз. и зап.-европ. поэзии; в 1935 вышла книга переводов П. «Грузинские лирики». Его активное участие в обществ. жизни во 2-й пол. 1930-х гг. сменилось полной пассивностью. В 1936 поселился на даче в Переделкине, где с перерывами прожил до конца жизни (в 1986 здесь основан Дом-музей П.).
Две небольшие поэтич. книги – «На ранних поездах» (1943), куда вошли стихи предвоенных и воен. лет, и «Земной простор» (1945) – обозначили поворот П. к «прояснению» поэтич. языка. Наиболее яркое воплощение зрелой манеры П., отмеченной прозрачностью и высшей простотой стиля, – стихи из романа в прозе «Доктор Живаго», опубликованные в 1954 в ж. «Знамя», а также цикл «Когда разгуляется» (1956–59, полностью опубл. в 1989).
Роман «Доктор Живаго» (1946–55) о судьбе рус. интеллигента на фоне трагич. событий революции, Гражд. войны 1917–22 и Вел. Отеч. войны, проникнутый идеей христианского гуманизма и выражавший глубокое разочарование П. в идеалах революции, не мог быть опубликован в СССР; он был передан за границу и издан на итал. языке в 1957. В 1958 П. присуждена Нобелевская пр. (на неё он неоднократно выдвигался с 1946). Начавшаяся травля вынудила П. отказаться от премии (диплом вручён сыну П. в 1989). П. был исключён из СП СССР (1958; восстановлен в 1987, посм.); прекратились издания его переводов, являвшихся единственным источником заработка поэта. На родине П. «Доктор Живаго» впервые опубликован в ж. «Новый мир» в 1988 (№ 1–4). Роман неоднократно экранизирован (в т. ч. в 1965 реж. Д. Лином; в 2006 – А. А. Прошкиным).
Среди др. произведений: автобиографич. проза «Люди и положения» (1957, опубл. в 1967), неоконч. драма «Слепая красавица» (опубл. в 1969); «Заметки к переводам шекспировских трагедий» (1956); переводы сонетов, трагедий, историч. хроник У. Шекспира [в т. ч. «Гамлет» (1941), «Ромео и Джульетта» (1943), «Антоний и Клеопатра» (1944), «Отелло» (1945), «Генрих IV» (1948), «Король Лир» (1949), «Макбет» (1950)], произведений И. В. Гёте («Фауст», 1953), Р. М. Рильке, П. Б. Шелли, П. Верлена, Дж. Китса и др.