КО́ГЕН
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ГЕН (Cohen) Герман (4.7.1842, Косвиг, Анхальт – 4.4.1918, Берлин), нем. философ, глава марбургской школы неокантианства. Учился в иудейской богословской семинарии в Бреслау, затем в ун-тах Бреслау, Берлина и Галле. Защитив в 1873 диссертацию в Марбургском ун-те, преподавал в нём до 1912 (проф. с 1876), затем проф. Высшей школы иудаистики в Берлине. Во время поездки в Россию в 1914 читал лекции в Варшаве и Петрограде.
Переосмысляя исходные положения философии И. Канта, К. устраняет центральное для неё понятие «вещи в себе» и связанное с ним различие чувственности и рассудка. Опираясь на кантовское учение о регулятивных идеях разума, К. истолковывает «вещь в себе» не как существующую вне и независимо от познания, а как целенаправленную идею мышления: в отличие от Канта, К. утверждал, что мышление порождает не только форму, но и содержание познания. Наиболее наглядной моделью порождения знания мышлением является, по К., математика, особенно теория бесконечно малых. Подобно тому как математика выступает у К. в качестве фундамента естественных наук, так учение о праве служит основой наук о духе. Сохраняя характерный для Канта приоритет практич. разума по отношению к теоретическому, К. утверждает примат этики над наукой. Теоретич. познание и право, наука и правовое (либеральное) государство составляют, по К., фундамент культуры и условие свободы человеческой личности – важнейшей цели историч. развития. Система К. охватывает «логику чистого познания», «этику чистой воли» и «эстетику чистого чувства». Вслед за Кантом он даёт моральное истолкование религии: идея Бога как гаранта вечного нравственного миропорядка определяет «этический монотеизм» К., в духе которого он истолковывал традицию иудаизма («Религия разума по источникам иудаизма» – «Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums», 1919). В 2002 в Цюрихе создано об-во Когена.