Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИН ДЕЙВИД

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 488-489

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Дорошевич
Кадр из фильма «Короткая встреча». Режиссёр Д. Лин. 1945.

ЛИН (Lean) Дей­вид (25.3.1908, Крой­дон, ны­не рай­он Лон­до­на – 16.4.1991, Лон­дон), англ. ки­но­ре­жис­сёр. С 1927 Л. ра­бо­тал на ки­но­сту­дии «Gaumont» (по­сыль­ный, мон­та­жёр и др.). В 1942 по­ста­вил свой пер­вый ф. «…в ко­то­ром мы слу­жим» (совм. с Н. Коу­ар­дом, в отеч. про­ка­те – «По­весть об од­ном ко­раб­ле»), в ко­то­ром пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ки отд. пер­со­на­жей скла­ды­ва­ют­ся в кол­лек­тив­ный порт­рет эки­па­жа по­то­п­лен­но­го нем­ца­ми эс­мин­ца. Один из луч­ших об­раз­цов пат­рио­тич. про­па­ган­ды в ки­но, фильм по­ка­зал еди­не­ние на­ции в слу­же­нии об­ще­му де­лу по­бе­ды. Боль­шой ус­пех имел ф. «Ко­рот­кая встре­ча» (1945, пр. Мкф в Кан­не), где в пол­ной ме­ре про­яви­лись гл. ка­че­ст­ва Л. – уме­ние ра­бо­тать с ак­тё­ра­ми и чув­ст­во сти­ля; не­боль­шой пси­хо­ло­гич. этюд о не­со­сто­яв­шем­ся ро­ма­не до­мо­хо­зяй­ки из сред­не­го клас­са пре­вра­тил­ся в на­пря­жён­ную ли­рич. дра­му. Уме­ние тон­ко сти­ли­зо­вать изо­бра­зит. ряд ре­жис­сёр про­де­мон­ст­ри­ро­вал в эк­ра­ни­за­ци­ях ро­ма­нов Ч. Дик­кен­са «Боль­шие на­де­ж­ды» (1946) и «Оли­вер Твист» (1947). На­чи­ная с ф. «Мост че­рез ре­ку Квай» (1957, пр. «Ос­кар») имя Л. ас­со­ции­ру­ет­ся с по­ня­ти­ем «боль­шой стиль» (круп­но­мас­штаб­ность по­ста­нов­ки, а так­же стрем­ле­ние увя­зать ча­стную ис­то­рию или аван­тюр­ный сю­жет с изо­бра­же­ни­ем зна­чит. ис­то­рич. со­бы­тий). Наи­бо­лее пол­но при­вер­жен­ность это­му сти­лю про­яви­лась в ф. «Ло­уренс Ара­вий­ский» (1962, пр. «Ос­кар»): гран­ди­оз­ные па­но­рам­ные съём­ки мас­со­вых сцен, скру­пу­лёз­ная раз­ра­бот­ка ха­рак­те­ров при­нес­ли Л. ши­ро­кое ми­ро­вое при­зна­ние. В той же ма­не­ре был снят ф. «Док­тор Жи­ва­го» (1965), но в эпо­ху об­нов­ле­ния ки­не­ма­то­гра­фа в 1960-х гг. та­кой под­ход вос­при­ни­мал­ся как ака­де­мизм. Воз­ро­ж­де­ние в 1980-е гг. ин­те­ре­са к «боль­шо­му сти­лю» как к яв­ле­нию на­все­гда ушед­ше­го про­шло­го от­ра­зи­лось в по­след­ней кар­ти­не Л. «По­езд­ка в Ин­дию» (по Э. М. Фор­сте­ру, 1984): эк­ра­ни­за­ция ро­ма­на 1920-х гг. о взаи­мо­от­ноше­ни­ях анг­ли­чан и ин­дий­цев воз­вра­ща­ла зри­те­ля к бы­лой им­пер­ской эпо­хе не толь­ко те­ма­ти­че­ски, но и сти­ли­сти­че­ски. Сре­ди др. филь­мов: «Это cчастливое пле­мя» (1943), «Бес­печ­ный дух» (1945), «Стра­ст­ные дру­зья» (1949), «Мад­лен» (1950), «Зву­ко­вой барь­ер» (1952), «Вы­бор Хоб­со­на» (1954), «Ле­то» (1955), «Дочь Рай­ана» (1971). Воз­ве­дён в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во (1984).

Лит.: Ки­но Ве­ли­ко­бри­та­нии. М., 1970; Prat­ley G. The cinema of D. Lean. N. Y.; L., 1974; Brownlow K. D. Lean: a biography. L., 1996.

Вернуться к началу