ЛИН ДЕЙВИД
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИН (Lean) Дейвид (25.3.1908, Кройдон, ныне район Лондона – 16.4.1991, Лондон), англ. кинорежиссёр. С 1927 Л. работал на киностудии «Gaumont» (посыльный, монтажёр и др.). В 1942 поставил свой первый ф. «…в котором мы служим» (совм. с Н. Коуардом, в отеч. прокате – «Повесть об одном корабле»), в котором психологич. характеристики отд. персонажей складываются в коллективный портрет экипажа потопленного немцами эсминца. Один из лучших образцов патриотич. пропаганды в кино, фильм показал единение нации в служении общему делу победы. Большой успех имел ф. «Короткая встреча» (1945, пр. Мкф в Канне), где в полной мере проявились гл. качества Л. – умение работать с актёрами и чувство стиля; небольшой психологич. этюд о несостоявшемся романе домохозяйки из среднего класса превратился в напряжённую лирич. драму. Умение тонко стилизовать изобразит. ряд режиссёр продемонстрировал в экранизациях романов Ч. Диккенса «Большие надежды» (1946) и «Оливер Твист» (1947). Начиная с ф. «Мост через реку Квай» (1957, пр. «Оскар») имя Л. ассоциируется с понятием «большой стиль» (крупномасштабность постановки, а также стремление увязать частную историю или авантюрный сюжет с изображением значит. историч. событий). Наиболее полно приверженность этому стилю проявилась в ф. «Лоуренс Аравийский» (1962, пр. «Оскар»): грандиозные панорамные съёмки массовых сцен, скрупулёзная разработка характеров принесли Л. широкое мировое признание. В той же манере был снят ф. «Доктор Живаго» (1965), но в эпоху обновления кинематографа в 1960-х гг. такой подход воспринимался как академизм. Возрождение в 1980-е гг. интереса к «большому стилю» как к явлению навсегда ушедшего прошлого отразилось в последней картине Л. «Поездка в Индию» (по Э. М. Форстеру, 1984): экранизация романа 1920-х гг. о взаимоотношениях англичан и индийцев возвращала зрителя к былой имперской эпохе не только тематически, но и стилистически. Среди др. фильмов: «Это cчастливое племя» (1943), «Беспечный дух» (1945), «Страстные друзья» (1949), «Мадлен» (1950), «Звуковой барьер» (1952), «Выбор Хобсона» (1954), «Лето» (1955), «Дочь Райана» (1971). Возведён в рыцарское достоинство (1984).