«ЛЕ́ВЫЙ ФРОНТ ИСКУ́ССТВ»
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ЛЕ́ВЫЙ ФРОНТ ИСКУ́ССТВ» (ЛЕФ), лит.-худож. объединение, созданное в Москве в дек. 1922. В «Л. ф. и.», возглавляемый В. В. Маяковским, вошли поэты Н. Н. Асеев, В. В. Каменский, С. И. Кирсанов, А. Е. Кручёных, Б. Л. Пастернак; художники и архитекторы А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, В. Е. Татлин, А. А. Веснин (см. Веснины) и др.; критики и теоретики иск-ва Б. И. Арватов, О. М. Брик, Г. О. Винокур, В. Б. Шкловский, Н. Ф. Чужак. В работе «Л. ф. и.» принимали участие кинорежиссёры Д. Вертов, С. М. Эйзенштейн, Э. И. Шуб. Выходили журналы «ЛЕФ» (1923–25) и «Новый ЛЕФ» (1927–28); их обложки оформлял Родченко. Важный аспект деятельности «Л. ф. и.» – сотрудничество с Вхутемасом. Филиалы «Л. ф. и.» существовали в Одессе (Юго-Леф) и Харькове (УкрЛеф); сообщалось о деятельности «Л. ф. и.» в Югославии, разрабатывались планы создания Интернационала искусств на основе междунар. секции журнала.
«Л. ф. и.» унаследовал от футуризма отрицание традиц. иск-ва и нацеленность на создание новых форм творчества. Среди новых программных положений «Л. ф. и.» – идея искусства как «жизнестроения», теория «социального заказа», отрицание вымысла и выдвижение на первый план документа («литература факта»). Жанрово-тематич. и стилистич. переориентация в области лит-ры была сформулирована писателем С. М. Третьяковым, одним из ведущих теоретиков «Л. ф. и.», выступившим с требованием противопоставить «бытоотображательству – агитвоздействие; лирике – энергическую словообработку; психологизму беллетристики – авантюрную изобретательную новеллу; чистому искусству – газетный фельетон, агитку; декларации – ораторскую трибуну; мещанской драме – трагедию и фарс; переживаниям – производственные движения» (Третьяков С. Откуда и куда? // ЛЕФ. 1923. № 1. С. 202).
В области изобразит. искусств «Л. ф. и.» стремился построить новое революц. иск-во на основе кубофутуризма и конструктивизма. Призывал к созданию утилитарных произведений, имеющих определённую функцию, и ратовал за производств. иск-во, отрицая его станковые формы: «художественная культура будущего создаётся на фабриках и заводах» (Брик О. М. От картины к ситцу // ЛЕФ. 1924. № 2. С. 34). Пропагандировал агитационные и документальные жанры, фотографию (с активным использованием фотомонтажа), кинохронику.
Чрезмерно регламентированная программа привела «Л. ф. и.» к внутр. кризису. В кон. 1920-х гг. его лидеры констатировали превращение лефовских принципов в догму, служащую интересам узкой группы (ст. «Леф или блеф?» В. П. Полонского, 1927; доклад «Левее Лефа» В. В. Маяковского, 1928). В сент. 1928 из состава «Л. ф. и.» вышли Маяковский и О. М. Брик, что означало фактич. распад группы. В мае 1929 Маяковский попытался возродить объединение под назв. «Революционный фронт искусств» (РЕФ), однако деятельность РЕФа была непродолжительной. Под лозунгом консолидации сил в лит-ре Маяковский и Н. Н. Асеев в февр. 1930 вступили в Российскую ассоциацию пролетарских писателей.